…Сквозь метель по заторам ползет эвакуатор с драгоценным грузом. С раннего утра город бредит в суматохе. Трактора и мини-погрузчики коммунальных служб не успевают разгребать снежные завалы. Машины буксуют на улицах и сталкиваются по мелким поводам, удлиняя и без того десятибалльные пробки.
— Ты смотри! — весело негодует встреченный в московском переулке автолюбитель. — Десять минут постоял, и уже занесло все!
С 25 декабря в столице разом почти вдвое разрослась зона платной парковки, но водителей в этот день откровенно больше заботит непогода. «Нет времени, нет!» — причитает один из них, вызволяя с ночи запаркованную иномарку из сугроба на улице Щепкина, ставшей платной. С корреспондентом автолюбители общаются неохотно, будто вьюгой сдуло любые мысли, кроме желания скорее дочистить стекла и уехать.
Те же, кто только паркуется, не спешат расставаться с деньгами.
— А вы знаете, что теперь стоянка здесь платная? — пытаюсь я догнать бегущего по делам водителя, бросившего машину без оплаты.
— Да, знаю, знаю! — на ходу отмахивается тот. — Я только на десять минут.
И дело даже не в том, что негде заплатить. На новых платных улицах исправно стоят сотни терминалов и вывешены все дорожные знаки — в случае чего сказать, что, мол, ничего не видел и не знал, уже не получится. Разве что обещанных консультантов в количестве 700 штук опять нигде не видно — похоже, все-таки унесло метелью. Не страшно — чем-чем, а платными парковками москвичи пользоваться приучены.
Водители, похоже, окончательно смирились с парковкой за деньги как с неизбежным злом. И столь же неизбежно будут и впредь придумывать хитроумные способы за стоянку не платить. Показательно, что глава «Администратора московского парковочного пространства» (АМПП) Александр Гривняк как раз недавно заявил, что времени на «привыкание» к новой платной зоне москвичам не предоставят и рассылать «письма счастья» начнут с первого же дня расширения.
Но сегодня — 25 декабря — автолюбителей выручает снегопад. Многие сознательно чистят машину, как бы случайно оставляя заснеженными госзнаки. При этом в особо выгодном положении оказываются те, кто с приходом минусовых температур не успел помыть машину. Их номера в итоге надежно скрыты слоями снега и примерзшей слякоти. Те же, кто оставляет номера читаемыми, видимо, рассчитывают, что по такой непогоде парконы до них не доберутся. Экипажи инспекторов на новых платных улицах и правда появляются редко — за час блужданий в районе станции метро «Проспект Мира» был замечен лишь один паркон, который, по сути, заснял лишь сугробы снега, выстроившиеся вдоль проезжей части.
К вечеру метель в Москве немного поугасла, и как будто только теперь стало ясно, что все-таки произошло: зона платной парковки всерьез и надолго пришла еще как минимум на 430 улиц города, оставив позади психологический рубикон ТТК. За пределами «трешки» платная зона теперь охватывает улицы восьми столичных районов: Донского, Марьиной Рощи, Бегового, Мещанского, Бутырского, Хамовников, Хорошёвского и Савёловского. В список также вошли отдельные участки Ленинградского проспекта, Варшавского шоссе, проспекта Мира, Бутырской улицы и Лужнецкая набережная — всего по городу организовано 20 тысяч новых машино-мест. Стоимость стоянки в расширенной зоне — 40 рублей в час.
К слову, днем 25 декабря мэр Москвы Сергей Собянин не исключил, что зона платной парковки может расти и впредь. «Дальнейшие расширения вполне возможны, но они будут точечные, — в частности сказал градоначальник. — И, конечно, необходимо взвешивать эти решения с точки зрения экономической и социальной нагрузки». Платной намерены делать стоянку близ транспортно-пересадочных узлов, крупных офисов и торговых центров, а также станций метро.