Мы предположили, что столь стремительный рост продаж будет ощутим на всех уровнях товарно-пищевой цепочки. Но мелкую розницу он, похоже, обошел стороной. «Как покупались, так и покупаются, - признался продавец бытовой техники в торговом павильоне, говоря об очистителях воздуха. - Другое дело увлажнители — их действительно стали брать больше после того, как в квартирах включили обогрев, но это обычное дело осенью». Продавец соседней мелкорозничной точки был еще более рассудителен. «Да какая у нас статистика? - посмеялся он. - Как брали, так и берут. В рознице сейчас мало продаж делается — все давно в интернете. Разве что в специализированном магазине заметят разницу».
«Брать действительно стали больше!» - похвалился менеджер крупного сетевого магазина электроники. Он напрямую связывает рост продаж очистителей с недавними и пока еще актуальными «атмосферными явлениями». «Берут хорошо, и как раз в этом месяце, - сказал менеджер. - Сероводород, гарь — среди покупателей много аллергиков». Правда, руководство компании рост продаж не подтвердило. «За последний месяц мы не отметили резкого роста спроса на очистители воздуха, несмотря на смог и запах, - сообщили в пресс-службе сети. - Покупатели сейчас обращают больше внимания на климатические комплексы - очистители с функцией увлажнения воздуха, но это сезонный рост, наблюдаемый год от года».
«Действительно, современные воздухоочистители не только очищают, но и увлажняют воздух», - подтвердили в пресс-службе ведущего интернет-магазина бытовой техники и уверенно отрапортовали об увеличении спроса: «Мы наблюдаем рост продаж воздухоочистителей на уровне 30% в ноябре этого года». Правда, связывать рост показателей с «атмосферными явлениями» в Москве представители магазина не торопятся. «Кроме экологической ситуации, мы связываем этот рост с увеличением стоимости доллара, с узнаванием продукта среди населения, а также с началом отопительного сезона, - говорят они. - В основном покупатели выбирают модели из среднего ценового сегмента – от 7000 рублей за штуку».
Дабы прояснить ситуацию, «МК» обратился к эксперту. Нас, прежде всего, интересовало, почему данные продавцов различаются. «Разница показателей может объясняться разницей учета, - прокомментировал аналитик инвестиционной компании Роман Гринченко. - Интернет-магазины, как правило, отслеживают тренды быстрее оффлайновых сетей. При этом рядовые сотрудники розничных сетей видят тренд быстрее системы учета. Продажа ведь может и не состояться. Люди могут просто присматриваться: больше интересоваться товаром, чаще его спрашивать — и консультанты на местах будут это отмечать. В этом смысле онлайн-сети дают более точную картину. Они способны фиксировать не только продажи, но и, например, количество просмотров той или иной страницы сайта».
Что же касается в целом роста продаж воздухоочистителей, Гринченко уверен, что это временное явление. «Если это тренд, то краткосрочный, - заявил он «МК». - В связи с распространением вредных газов часть населения могла попытаться подстраховаться, как-то защитить себя. Но могли активизироваться и спекулятивные настроения — спекулянты могли попробовать скупить очистители, чтобы затем реализовать их населению. Правда, это сработает, только если ситуация продлится. Вряд ли аномальная ситуация продержится долго — думаю, максимум неделю. Ситуация разрешится, тем более что к сжиганию порубочных остатков повысилось внимание городских властей».