Итак, по словам главного инженера метрополитена Николая Бабушкина, проект реконструкции Филевской линии будет готов в 2015 году. В настоящее время специалисты готовят несколько вариантов переустройства голубой ветки.
— Сейчас линия, как плотина, «разрезает» район. Поэтому есть вариант поднять ее на эстакаду, а территорию внизу застроить и организовать там проходы, — пояснил Бабушкин. — Но рассматривается и вариант реконструкции путевого хозяйства и вестибюлей, при этом трасса останется на прежнем месте. Также возможен вариант устройства перекрытия между отдельными районами. Выбор варианта будет определяться технико-экономическими показателями.
Филевская линия сегодня действительно нуждается в реконструкции, однако до сих пор ее укрепляют в рабочем режиме.
— Есть участки ветки, где мы установили дополнительные стойки, которые подкрепляют и держат конструкции, — сказал Николай Бабушкин.
Напомним, половина станций Филевской линии — от «Студенческой» до «Кунцевской» — наземные. Остальные семь станций — подземные. Первый участок — от «Александровского сада» до «Смоленской» — был открыт в 1935 году. К 1989 году ее продлили до «Крылатского». Но в 2008-м линию вновь урезали до «Кунцевской», отдав участок «Кунцевская»—«Крылатское» продленной Арбатско-Покровской линии. Причем сначала думали принять более радикальное решение — сделать конечной станцию «Пионерская», но жители запада взбунтовались, и в конце концов чиновники рассудили мудро.
По словам сотрудников подземки, разговоры о реконструкции и даже закрытии Филевской линии, а именно участка от «Киевской» до «Кунцевской», идут уже не первый год. Например, «Метрогипрострой» предлагал накрыть весь открытый участок ветки от «Киевской» до «Кунцевской» колпаком и уже под ним проводить ремонтные работы.
— Строительство ветки было относительно дешевым, а вот эксплуатация оказалась очень дорогой. Из-за дождя, снега, ветра открытые станции быстро приходят в негодность, и сейчас находятся в довольно плачевном состоянии, — поясняют в пресс-службе метро.
Филевская линия практически полностью дублирует Арбатско-Покровскую, и они проходят параллельно друг другу на сравнительно небольшом расстоянии. Ее загруженность относительно мала — в год ветка перевозит 60 млн пассажиров. Меньше пассажиропоток только на Бутовской — 20 млн пассажиров. Тем не менее, по словам работников подземки, если участок закроют, многие горожане лишаться возможности быстро добираться до популярных мест в городе.
— В этом районе расположен Филевский парк, рынок «Горбушка», и многие люди туда ездят. В то же время Филевская линии — единственная в метро так называемая вилочная станция. За последние годы на вилках меняется соотношение пассажиропотока. Если раньше большинство пассажиров ехали от «Александровского сада» в сторону «Кунцевской», то теперь примерно половина пассажиров едут в сторону «Москвы-Сити» на «Выставочную» и «Международную».
— Если ветку закроют, то это практически отрежет западные районы от центра города и Сити, — считает местная жительница Мария, проживающая рядом со станцией «Багратионовская». — Добраться до ближайших станций метро будет очень проблематично. Пешком это будет занимать 20–30 минут, а машинами пользуются далеко не все жители. Кроме того, вблизи некоторых станций есть настоящие зоны отчуждения, где и ходить-то страшно. Троллейбусы и автобусы ходят не часто, парковочное пространство ограничено. Если говорить о реконструкции всей линии, то хотелось бы, чтобы она осталась открытой — приятно ездить на метро при дневном свете, не спускаясь в подземелье, уютнее.
Итак, закрывать ветку рискованно. А вот о необходимости реконструкции говорят и машинисты подземки, и архитекторы.
— На линии давно пора менять всю инфраструктуру, в том числе напольное оборудование, — поясняет машинист Василий Шеляков. — До сих пор машинисты Филевской линии ездят по светофорам, что не очень удобно. Они не видят, с какой скоростью едут, из-за чего возникают сбои в движении, приходится то тормозить, то нагонять впереди идущий состав.
По словам машинистов, на голубой ветке необходимо установить систему автоматической регулировки скорости состава (такие системы уже установлены на Арбатско-Покровской и других линиях). Такая система, напомним, позволяет избежать столкновений составов, если машинист зазевался. Да и условия труда самих водителей поездов неплохо бы улучшить.
Бытовые условия на линейных пунктах для работников метрополитена просто доисторические! — говорит машинист Олег Ким. — Кроме этого требуется благоустройство прилегающей территории путей: там много старых деревьев, сухостоев, которые буквально лежат на защитном ограждении.
Кое-где и сам забор требует замены — его временно укрепляют металлическими подпорками. Любая непогода — и все эти деревья, сучья, сухие ветки окажутся на путях. Несколько лет назад говорили о том, что Филевскую ветку хотят накрыть защитным устройством наподобие пластикового колпака. Думаю, такой проект — неудачное решение. Конструкция будет постоянно грязной, эстетически малопривлекательной. К тому же в новых поездах работают кондиционеры, идет большой нагрев снаружи, так что в этом колпаке, боюсь, техника будет быстро выходить из строя, и в поездах станет просто нечем дышать.
Машинист считает, что Филевскую ветку стоит оставить открытой. Нужно просто благоустроить прилегающие к путям откосы и площадки. Можно пустить здесь ретро-поезда — добавить Филям туристической привлекательности. Что же касается ремонта и реконструкции в режиме реального времени, то это для машинистов фактор дополнительного напряжения.
Открытая ветка метрополитена — это вообще враждебный городу фактор, это шум, выбросы смазочной пыли, сложности с обслуживанием — словом, дискомфорт во всех отношениях, — считает главный архитектор «Метрогипротранса» Николай Шумаков. — По моему мнению, логично было бы накрыть Филевскую ветку бетонно-металлическим саркофагом, на всем протяжении от станции Молодежной до станции Кунцевская, а над путями сделать озеленение, построить игровые площадки, физкультурно-спортивные объекты — организовать зеленую парковую зону.
В местах пересечения метрополитена с автомобильными дорогами построить ТПУ, торговые площадки. Проект реконструкции Филевской линии уже создавался, были даже инвесторы, но со временем желающих не стало — слишком дорогое удовольствие. Вообще полностью закрывать линию для движения поездов нельзя, даже на время. Это парализует западные районы. Реконструировать надо в режиме реального времени, тем более что такой опыт уже есть.
МЕЖДУ ТЕМ
Третий пересадочный контур Московского метрополитена планируется полностью замкнуть и запустить к 2019–2020 годам, сообщил журналистам мэр столицы Сергей Собянин в понедельник во время проверки хода работ по строительству одной из станций третьего пересадочного контура — «Ходынское поле».
Как отметил Собянин, третий пересадочный контур станет подземным пересадочным контуром, в то время как строящееся Малое кольцо железной дороги будет наземным пересадочным контуром. «Мы приняли решение в следующем году выйти на все участки третьего пересадочного контура, и это обеспечит его ввод к 2019–2020 годам», — сказал Собянин.
В состав третьего пересадочного контура войдут 28 станционных комплексов. Первый участок из шести станций — «Нижняя Масловка», «Петровский парк», «Ходынское поле», «Хорошевская», «Шелепиха» и достраиваемая станция «Деловой центр» — будет запущен в 2016 году.