-К сожалению, значительная часть программ обмена между Россией и США будет приостановлена, - Стивенс не скрывал своего огорчения. Беседа была неформальной, и тем интереснее было услышать от него и его коллег мысли «не по протоколу». Вообще то, что программы обмена закроют, было вполне ожидаемым. И это действительно самое печальное, что могло произойти. Ведь именно благодаря им ежегодно сотни и даже тысячи россиян попадали в Америку, а американцев в Россию, где могли развеять стереотипы. И одно дело, когда человек едет за океан туристом, а совсем другое — когда он оказывается в профессиональной среде. Так было с журналистами, которые приняли участие в программе обмена в рамках российско-американской президентской комиссии. Наши журналисты, к примеру, поработали в десятке газет самых разных штатов — от Калифорнии до Майями. На их страницах они публиковали статьи о жизни простых россиян и о том, как видят жизнь американцев. Теперь это все, увы, в прошлом.
И все же сотрудники посольства очень надеются, что журналисты обоих стран не будут в своих статьях вызывать агрессию у народов друг к другу. И больше всего у них вопросов, разумеется, именно к российским «перьям».
-Все чаще слышишь, читаешь не «американцы», а «америкосы», а иногда даже «пиндосы», - посетовал министр-советник по политическим вопросам Говард Соломон. - В Америке подобного отношения к русским, на мой взгляд, нет. Очень бы хотелось, чтобы несмотря на политику, не было пропасти между русскими и американцами.
В обязанности пресс-аташе посольства США Вильяма Стивенса входит как раз эту пропасть уменьшать. Впрочем, сам он говорит, что за это отвечают все дипломаты, которые сейчас находятся в Москве и Вашингтоне. Вильям отлично знает русский (учился в Санкт-Петербурге), долгое время работал в американской дипслужбе в Белоруссии. Так что диалога с российскими журналистами не боится и заявляет, что готов отвечать на любые вопросы. Чем, собственно, я сразу и воспользовалась.
-Последняя ваша работа - у Джен Псаки, к которой в России относится весьма не однозначно. Какого лично вы о ней мнения?
-Очень уважительно к ней отношусь. У нее очень сложная работа — должна знать ситуацию во всем мире, отвечать на вопросы по любой стране. Сегодня, к примерах, она должна говорить о выборах в Чад, завтра — о Таиланде и т. д. И ежедневно она выступает в СМИ 40 минут. Это нелегко.
-Но географию России она знает хуже всего?
-Все знать невозможно. У каждого бывают ошибки, и это естественно. В целом у россиян, на мой взгляд, неправильное впечатление о Псаки. Это потому что СМИ цитируют ее вне конспекта.
65-летний Джон Теффт пока о Псаки не высказался, но уже передал «МК» через Вильяма, что очень рад своему возвращению в Москву. Напомню, что он имеет опыт работы в столицы - с 1996 по 1999 годы был советником-посланником в посольстве США в России. Тефф заявил, что готов решать любые острые вопросы и разъяснять политику официальных властей США россиянам.