Градус велосипедной нетерпимости в Москве, несмотря ни на что, достаточно высок. «Да вы поймите, мы не сами правила сочиняем. Мы, как и все, по инструкции работаем, — комментирует вышеописанную ситуацию дежурная на «Пушкинской». — Вон она — на каждом столбе и возле турникетов наклеена. Не положено с велосипедами — значит, не положено! Но так они же не читают». Согласно упомянутой инструкции, разрешено провозить лишь складные и детские велосипеды. BMX пусть и небольшие размером, но на детские все равно не походят.
У запрета, как говорят работники метро, простое объяснение. «Недавно ехал один на эскалаторе с велосипедом, — вспоминает дежурная Тамара. — Так умудрился его уронить, и следом упала женщина». «Люди часто поднимаются с платформы и жалуются, что внизу катаются на роликах или досках, иногда на велосипедах, самокатах, — говорит дежурный Николай. — Мы-то здесь заставляем их велосипеды складывать, ролики снимать и все такое, но они проходят и снова их надевают». «Так ведь можно и на пути упасть, — предостерегает Тамара. — Я уже не говорю о том, что пассажиров задевают, пачкают».
Единственно верное решение, в понимании работников подземки, это четкое соблюдение установленного порядка пользования метро, но даже это не гарантирует успеха. «Русских не победить», — заверяет Николай, имея в виду общую правовую расхлябанность населения. А его коллега Тамара исповедует общечеловеческие, гуманистические ценности. «Если хочешь нормально жить, то и другим не мешай, — изрекает она и добавляет: — Вообще, в метро велосипедистов теперь меньше стало, а вот по городу их полно».
Интересно, что простые уличные пешеходы приветствуют расширение велосипедного пространства в Москве, но говорят, что еще многое нужно сделать. «Мне 80 лет, я и сам велосипедист и полностью поддерживаю развитие этого направления, — говорит Виктор Перцовский, в жаркий день не спеша прогуливающийся по Тверскому бульвару. — Но нужна общая система регулирования, создать которую трудно. Нужны велосипедные дорожки вдоль основных транспортных магистралей, пока же там ездить опасно. А вот в парках кататься не надо — здесь и так узко, гуляют дети, пешеходы, кого-то можно и задеть».
Похожие замечания делает и жительница Канады Кира. «Отлично, что число велосипедов в Москве растет, я бы с радостью покаталась со своей дочерью. — Пока мы разговариваем, дочурка Киры мирно спит в тени деревьев. — Но на дорогах опасно. Тут прежде всего необходимо проложить ясно обозначенные велосипедные дорожки, чтобы каждый знал свое место: пешеходы, велосипедисты, автолюбители». При этом Кира не отказывает велосипедистам в праве кататься по паркам. «Да, действительно, вас могут задеть и даже сбить с ног, — говорит она. — Но просто всем нужно быть внимательнее и смотреть по сторонам».
А вот профессиональный велосипедист Алексей считает, что у велодвижения в Москве нет будущего. Когда мы встретились, он сидел на скамейке в сквере на Тверской улице, в шлеме и спортивном велокостюме. Двухколесный спортивный снаряд итальянского производства стоял тут же, опираясь на лавочку. «У меня подруга сломала руку в парке Горького, на велодорожке, — рассказал Алексей. — Дорожка выделена зеленым цветом, и прямо по ней шли две мамаши с детьми, ели мороженое; думали, что раз зеленым раскрасили, значит, это своего рода безопасная зона. Ну и подруга моя в них чуть не влетела, в последний момент увернулась и упала, а те даже не подошли помочь встать».
Алексей уверен, что безопаснее ездить в потоке машин. Правда, и на дорогах велосипедистов не жалуют. «У людей нет элементарной культуры: машины постоянно подрезают, не уступают дорогу, много хамства, — сокрушается спортсмен. — Когда мне было одиннадцать, я на велосипеде ездил в Шереметьево и Крылатское — на велотрек. Спокойно доезжал туда и обратно. Сейчас такое под силу только очень опытному человеку. Да что там, я в детстве сажал на раму четырехлетнюю сестру и возил по соседним дворам. Сейчас я бы на такое не решился, даже в шлеме».
«Только в 2013 году в стране произошло 4688 ДТП с участием велосипедистов, — приводит статистику генеральный директор экспертного центра «Движение без опасности» Вадим Мельников. — Основные причины происшествий: халатное отношение к ПДД, отсутствие высококачественной велоинфраструктуры и низкий уровень дорожной культуры».
По словам Мельникова, объем продаж велосипедов в том же 2013 году в два раза превысил уровень 2009 года, и в ближайшие пять лет велорынок будет только расти. «Пересаживаясь за руль велосипеда, человек сталкивается с рядом проблем, — перечисляет эксперт. — Во-первых, слабая оснащенность улиц города велодорожками. Во-вторых, обочина плотно заставлена автомобилями, возможность ездить по ней отсутствует как таковая. По проезжей части рискуют ездить немногие — трафик в городе оживленный, количество транспортных средств на дороге пугает велосипедистов. Остаются пешеходные дорожки. Но тут велосипедисты сталкиваются с оживленным потоком людей и доставляют им дискомфорт».
Вторя опрошенным «МК» пешеходам, Вадим Мельников видит решение проблем в реорганизации велодвижения в Москве. «Стоит обсудить вопрос о снижении скорости на тех улицах, где есть велодорожки, чтобы велосипедистов не пугали «бешеные» скорости автомобилей, — предлагает эксперт. — Отличным вариантом станет строительство специальных треков и трасс. Одновременно увеличение количества отведенных зон (велодорожек) освободит пешеходные зоны от двухколесного транспорта».
«Не уверен, что велосипед сможет заменить другие транспортные средства в Москве, — признался эксперт. — Все-таки у нас особый климат, большие расстояния. Но надеюсь, со временем велосипед станет хорошей альтернативой и удачно впишется в городскую среду».
Кстати, разрешать провоз велосипедов в метро столичные власти пока не намерены...