По мнению специалистов, правила, по которым сейчас ведется строительство дорог, устарели настолько, что не выдерживают никакой критики. Нормативная база опирается на стратегии 1940–1950-х годов. Так что можно себе представить, насколько она отстает от реальности.
Сейчас городские трассы в Москве проектируются на основании двух документов: СНиП «Градостроительная планировка городских территорий» и СНиП «Автомобильные дороги». «Речь идет о нескольких страничках каких-то технических требований, — говорит главный инженер Моспроекта-3 Георгий Эдельман, — это весь наш накопленный богатый опыт, господа...»
На этих страницах отсутствуют те требования, которые есть в любых зарубежных нормативно-технических документах. «Ни слова нет о пересечении и примыкании в одном уровне — это вообще нонсенс, — продолжает Эдельман. — От этого фактора зависит и пропускная способность, и безопасность движения. Управление и контроль доступа вообще выпали из нормативной документации. Как результат этого — Сущевский Вал, скоростная дорога первой категории, имеет прямой доступ во дворы, что напрямую влияет на безопасность».
Эксперты сходятся во мнении, что вопрос безопасности — один из ключевых моментов, о которых стоит помнить при проектировании дорог. Статистика выдает тревожные цифры. Так, за 2012 год на дорогах России погибло 27 тысяч человек. Это в 6 раз превышает показатели смертности Швеции, Израиля, Норвегии, Нидерландов.
Причина в том, что за неимением стандартизированных решений строительство дорог зачастую ведется по специальным техническим условиям (СТУ). Специалисты признаются, что для проектировщиков тема СТУ уже почти как анекдот. Суть сводится к тому, что ты можешь проектировать все что угодно, если подложишь под это СТУ. «От этого зависят ощущения водителей на дорогах, если есть, например, стандартные примыкания-отмыкания на развязках, он уже знает, как поступить. СТУ — удар по стандартизации, а фактически — скрытый удар по безопасности движения».
О колоссальном голоде обоснования решений, которые принимаются при строительстве дорог, говорит и главный инженер НИиПИ Генплана. «Проблема в несбалансированности норм градостроительного проектирования. Методы построения законов транспортной доступности города показывают, что более 50% населения Москвы и 90% проживающих в области тратят свыше часа. Если мы хотим создать региональные нормы инструкции, каждый документ надо готовить отдельно», — убежден Михаил Крестмейн.
По мнению архитектора Ильи Заливухина, при разработке новых правил улично-дорожную сеть необходимо разделить на два уровня: улицы и скоростные дороги, как это принято во всем мире. «За последние 20 лет рост автомобилизации был огромен. Новых дорог было построено очень мало, в этом и есть проблема — нам не хватает новых дорог. Для скоростных дорог не нужно много места. Важно определить минимальное количество дорог, которое требуется городу».
По оценке экспертов, на разработку новых СНиПов потребуется три года.