Как рассказал председатель городского Комитета по туризму Сергей Шпилько, поток туристов в Москву в последнее время растет, несмотря ни на какие мировые кризисы. Прирост в первом квартале 2013 года составил 13%. При этом, как с гордостью заявил Шпилько, борьбу за китайских туристов («самый лакомый кусок на туристическом рынке»), которую сейчас ведут все страны, Москва выиграла. Китайцев в нашу столицу приезжает ежегодно на 33–40% больше. В среднем российский турист оставляет в Москве около 12 тысяч рублей, иностранный — 15 тысяч.
Росту туристической привлекательности города должны поспособствовать и привычные для европейцев и других иностранцев туры на т.н. даблдекерах — красных двухэтажных автобусах City Sightseeing. Такие автобусы сегодня есть более чем в ста городах 30 стран мира. Вообще-то запустить их в Москве пытались еще несколько лет назад, однако долгое время инициаторы этой идеи не могли побороть стену недоверия московских чиновников. Однако со сменой власти в столице изменилось и отношение к такому виду туризма — в итоге процесс пошел.
Как говорит гендиректор компании-оператора экскурсионных даблдекеров Роман Крылов, столичные пробки, которых все так боялись, стали их отличным союзником: автобус едет потихонечку, чтобы туристы спокойно смогли осмотреть московские красоты и послушать рассказ аудиогида (как и в других странах, каждому пассажиру автобуса выдают наушники с возможностью прослушать экскурсию на восьми языках). Если первый маршрут, запущенный в прошлом году, рассчитан всего на 10 км и час времени и включает 18 остановок, то новый охватывает уже 17 км и занимает полтора часа. Однако, как и в других странах, туристы могут выйти на любой остановке (а их на маршруте номер два более тридцати), чтобы ознакомиться со столичными достопримечательностями более пристально. Точно так же потом можно продолжить поездку. И так входить-выходить неограниченное количество раз на протяжении действия билета. Билет же можно купить на 24 часа (за 500 рублей студентам и пенсионерам и за 600 рублей взрослым 15–59 лет) или отдать предпочтение «комбитикету» на 48 часов, который включает поездку и на туристическом катере. На бесплатную поездку могут рассчитывать дети до 5 лет, ветераны войн, инвалиды всех категорий и представители СМИ.
Что касается самих автобусов, то их закупили по спецзаказу у одного из крупнейших производителей. Они состоят из двух секций: открытой (наверху) и закрытой (внизу). На втором этаже людям выше 170 см придется пригибаться — потолки низковаты. Однако в компании-операторе ничего поделать не могут: таковы наши нормативы, не разрешающие высоту автобусов более 4 метров (для сравнения: лондонские нормативы доходят до 4,8 м). Автобус вмещает 55 сидячих мест, включая одно для инвалида-колясочника. «Пока это единственный в России сертифицированный двухэтажный автобус», — говорят представители компании-оператора.
...Экскурсия по маршруту №2 начинается с Болотной площади, о которой многие узнали после волны прошлогодних митингов, и охватывает западную часть центра столицы. Во время поездки туристы могут не только посмотреть, но и узнать много любопытного о таких достопримечательностях, как Красная площадь, Александровский сад, магазины ГУМ и ЦУМ, Большой Каменный мост, Новый Арбат, Охотный Ряд, Бородинский мост, гостиница «Украина», здание МИДа и многих других. А на красном экскурсионном теплоходе, который также отправляется в путь с Болотной набережной, можно проехать по непривычному маршруту, проделав часовой путь вокруг «золотого острова» по Водоотводному каналу с заходом в парк Горького. «Использование Обводного канала дает возможность сделать «водное кольцо», охватывающее практически весь центр города. Такого в мире почти нигде нет», — говорит Сергей Шпилько.
Как рассказывает Сергей Шпилько, поездки на даблдекерах, о существовании в столице которых пока знают даже не все москвичи, уже стали довольно популярными. Так, с момента их появления в городе ими воспользовалось уже более 70 тысяч человек. В городском Комитете по туризму отмечают, что в их планах — расширение количества подобных туристических маршрутов.