МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Школа, в которой приятно учиться

Кружки и секции переедут поближе к детям

Московское школьное образование традиционно считается лучшим в стране. Но время идет вперед и ставит перед столицей новые задачи. О том, как они решались в рамках пилотного проекта в области образования в завершившемся учебном году, а также о том, на какие вызовы предстоит ответить в году наступающем, шла речь на заключительном в 2012–2013 году заседании Наблюдательного совета Департамента образования Москвы.

Фото: Геннадий Черкасов

— Главная задача нацпроекта — создание комфортной среды обучения для школьников, — открыла заседание Наблюдательного совета глава управления образования Зеленоградского административного округа Москвы Анна Халева.

Ради комфорта детей, собственно, все и затевалось, подчеркнула она: обновлялось школьное оборудование, вводились новые детские сады и школы, менялись образовательные стандарты и программы обучения, повышалась квалификация учителей. Однако ничего этого не было бы, не выдели городской бюджет на поддержку школ и детских садов беспрецедентно крупные суммы. Взять хотя бы Зеленоградский округ.

— За три года, — рассказала Халева, — объем финансирования вырос на 51%. Благодаря этому нам удалось завершить ремонт всех школ округа, установить там оборудование для обучения инвалидов. Большинство наших образовательных учреждений получили хорошее материально-техническое оснащение, стали комфортными и эстетичными. А благодаря крупным поставкам компьютерной техники во всех учебных зданиях появились локальные компьютерные сети. А это дало школам возможность окончательно перейти на электронные журналы.

Огромную поддержку города получил сектор дошкольного образования. С его помощью в столице удалось сделать небывалое — решить в рамках одного отдельно взятого города «проклятый» российский вопрос миллионных очередей в детские дошкольные учреждения.

— Потребности семей округа в местах в детских садах для детей в возрасте от 3 до 7 лет удовлетворены полностью, — отрапортовала глава управления образования. (Та же ситуация и в других округах столицы. — «МК»).

С введением новых правил зачисления в 1-е классы школ исчез традиционный первоапрельский ажиотаж с родительскими ночными очередями, кострами, потасовками и милицией, напомнила она:

— Ведется электронная запись в первые классы. По состоянию на 1 июля записались 97% будущего контингента первоклассников. При этом на зачисление в «свои», приписанные к жилым домам данного микрорайона школы в этом году подали заявления 76% семей (в 2012 году — лишь 53% родителей). Потребности по записи в первые классы удовлетворены полностью.

Совершенствуется учебный процесс. Вот и школы Зеленограда активно переходят на профильное обучение, позволяющее дать учащимся углубленные знания по особо интересующим их предметам и тем самым лучше подготовить их для продолжения обучения в вузе.

— Уже в прошлом году у нас было около 23% школ с тремя различными профилями обучения. А 4 и больше профилей реализуют 20% школ.

Растет открытость системы образования. При этом школы все чаще выступают инициаторами внешнего «аудита» качества предоставляемых ими образовательных услуг.

— Управляющие советы теперь не только в каждой школе, но также в каждом микрорайоне, районе и даже в округе. (На районном и окружном уровне они занимаются не только вопросами образования, но и других сфер социалки: здравоохранения, культуры и др. — «МК»). За последний год зафиксирован пятикратный рост заявок школ на проведение независимым центром тестирования диагностики по любому школьному предмету.

Наконец, рост зарплат столичных учителей сделал более привлекательным труд педагогов, прежде всего для молодых людей. В результате подавляющее большинство — 78% — учителей относятся к возрастной группе до 35 лет. А учителей пенсионного возраста в Зеленоградском округе не больше, чем совсем молодых, — менее 15%. Похожий расклад характерен и для других округов Москвы.

Добиться таких результатов, подчеркнула Халева, помог процесс укрупнения учебных заведений. И он, по словам чиновницы, продолжится и в новом учебном году.

— На 1 января 2011 года в округе было 107 школ и детсадов. Сейчас у нас 24 крупных образовательных центра, в состав которых вошли все эти учреждения. А в сознание родителей все больше внедряется понимание, что только образовательный центр может предоставить все необходимые образовательные услуги. Можно считать, что реорганизация подходит к концу. Задача следующего учебного года — создание максимального спектра комплекса образовательных услуг, максимальное развитие информтехнологий в образовании, а также внедрение московского стандарта образования.

Фото: Геннадий Черкасов

Тенденции без тенденциозности

Основные тенденции процессов, происходящих в современной системе столичного образования, хорошо видны на примере Юго-Западного округа столицы. Среди них стремительный, лавинообразный прирост числа детей детсадовского и младшего школьного возраста; назревшая потребность в новой модели дополнительного образования — детских кружков и секций; создание реальной среды инклюзивного обучения (совместного обучения в обычных школах детей-инвалидов с детьми, официально считающимися здоровыми); и, наконец, реальное утверждение многопрофильности московской школы, рассказали глава управления образования этого округа Михаил Случ и сопредседатель Наблюдательного совета, уполномоченный по правам ребенка в городе Москве Евгений Бунимович.

Прежде всего настало время определяться с путями реформы городской системы дополнительного образования, не сомневается недавний директор школы и победитель конкурса «Учитель года», а ныне глава Юго-Западного управления образования Москвы Михаил Случ:

— Нужна ясная модель того, как быть с учреждениями дополнительного образования детей. Например, должны ли они существовать самостоятельно, как сейчас, или работать только в школах. Пока очевидно одно: детский контингент в городской системе дополнительного образования сокращается. Но почему это происходит, мы точно не знаем. Возможно — из-за появления более достоверных данных о ребятах, реально посещающих кружки и секции, появившихся после введения электронной регистрации участников допобразования. Со всем этим надо определиться уже на ближайшем этапе нашей работы.

И еще один важный момент:

— Чтобы школа была привлекательной для учащихся, она обязательно должна следить за дополнительным образованием. Но там, где много допобразования, средняя зарплата педагогов снижается.

А если это так, дополнил Евгений Бунимович, то надо приводить к единому знаменателю интересы учебных заведений и семей. И прежде всего совершенствовать критерии оценки работы школ:

— Нельзя, чтобы ради высокого уровня зарплат учителей у директоров школ или других управленцев возникал соблазн «придушить» дополнительное образование. Оно ни в коем случае не должно «проваливаться»! Может быть, настало время ввести новые, более тонкие критерии оценки.

Другой вызов, стоящий перед московской школой, — реальный переход к инклюзивному образованию детей с ограниченными возможностями здоровья. По оценке руководителя образования Юго-Западного округа, «формально 98% наших школ имеют все необходимые условия, чтобы принимать таких детей. Но далеко не каждая школа по своим размерам и возможностям реально в состоянии это сделать. Тут-то как раз и помогут крупные образовательные центры, которым, в отличие от обычных школ, это под силу».

При этом измениться должен сам подход к инклюзиву, не сомневается Евгений Бунимович. И прежде всего — на федеральном уровне:

— Несколько дней назад у меня завязалась дискуссия с главой Минобрнауки Дмитрием Ливановым. В план развития системы Минобрнауки до 2020 года заложен такой критерий, как количество учреждений, готовых принять детей-инвалидов. А я бы предложил в качестве критерия отталкиваться не от учреждений, а от самих детей с ограниченными возможностями. Скажем, от доли таких ребят, посещающих обычные школы.

Однако самой крупной проблемой столичной системы образования, по выражению Михаила Случа, стало «давление на нее детского контингента: все больше детей приходит в детские сады и в школы». Есть среди растущего контингента и маленькие жители ближайшего Подмосковья, в силу каких-то причин посещающие столичные школы. Таким образом, столичным властям придется искать развязку сразу двух проблем, связанных с устройством ребенка в детский сад и школу, отметил омбудсмен Москвы по детским вопросам: «Если семья проживает в одном районе, а зарегистрирована в другом (к примеру в одном Юго-Западном округе, по данным управления образования, до половины родителей готовы отдать детей в «свои» школы, а 3,5% детей вообще ходят в школы другого округа. — «МК»). И если подмосковные дети учатся в московских школах, а московские в областных. Тут нужен внятный механизм, и я знаю, что многое в этом направлении правительством Москвы уже делается».

Наконец, новые задачи перед городской системой образования ставит создание крупных образовательных комплексов. Объединяемые школы и детские сады не только должны иметь план работы будущего объединения — в каком кабинете будет располагаться какой класс или детсадовская группа и какие дети будут туда ходить. Глобальная задача сейчас, подчеркнул член Наблюдательного совета Нодари Хананашвили, «выработка стратегии развития образовательного комплекса. А она на порядок сложнее выработки стратегии развития отдельного образовательного учреждения».

— Система крупных образовательных центров реально заработает, когда такие центры будут иметь самую крупную дошколку, самый большой набор в первые классы и самый большой выпуск. К этому в новом учебном году нам и предстоит стремиться, — подвел итог дискуссии по «образовательным холдингам» Михаил Случ.

Допобразование получит школьную прописку

Скажут свое слово крупные образовательные центры и в новой системе дополнительного образования, не сомневается глава столичного Департамента образования Исаак Калина. Однако прежде чем окончательно переходить на нее, надо понять, куда двигаться. Отсюда решение не форсировать события, а принимать лишь продуманные решения:

— Мы, безусловно, поддерживаем перевод дополнительного образования на нормативно-подушевое финансирование — те самые правила, по которым живет наша школа. Без такого перехода нет и не может быть точного учета, кто, где, чем и в каких объемах занимается в этой системе. Но вот реальный факт: с введением электронной записи в кружки и секции началось падение численности детей, занятых в этой системе. Когда мы пытаемся найти живых кружковцев и студийцев, начинают выявляться недостоверные данные. Поэтому наша первоочередная задача — понять истинное положение дел.

И пока она не будет выполнена, игры по новым правилам в системе кружков и секций, куда ходят десятки, если не сотни тысяч маленьких москвичей, не будет, заверил Калина:

— В 2013 году мы предоставим всем желающим возможность записаться как «живьем», так и электронным образом. Но потом проверим по регистру, где и кто занимается. А то в Москве 826 тыс. школьников, и один ходит 20 часов в пять кружков, а другой не ходит никуда. Лишь после создания системы реального учета посещаемости учреждений дополнительного образования мы сможем говорить о введении нормативно-подушевого финансирования. До тех пор все сохранится как было. Прежним останется и уровень финансирования из городского бюджета. Только через систему образования на дополнительное образование будет выделено 8 млрд руб. Дополнительные суммы поступят по линии департаментов культуры и спорта.

В этой связи, по словам Калины, особенно важно подчеркнуть следующее:

— Поскольку финансирование дополнительного образования не менялось, говорить о снижении оплаты работы педагогов в кружках нельзя. В школах, где это происходит, причина одна: там, значит, слишком много совместителей. Директорам надо обратить на это особое внимание.

Ну а после реформы специальные учреждения дополнительного образования типа кружков и секций, по мнению Калины, должны сохраниться в двух случаях. Во-первых, по направлениям, которые нереально создать в отдельно взятых школах — например астрономический кружок со сложнейшими телескопами, как на Воробьевых горах. Во-вторых, кружки и секции повышенного, углубленного уровня: понятно, что создать в каждой школе ансамбль песни и пляски уровня Локтевского нельзя. Все остальные кружки и секции будут работать в школах. И родителям, и детям это будет очень удобно.

Задача московской школы — поднять качество массового образования

Столичные власти не могут не реагировать на вызовы времени. И стараются действовать на опережение. Подтверждение тому — обсуждаемый Наблюдательным советом московский пилот. Однако говорить о его итогах рано, не сомневается глава столичного Департамента образования Исаак Калина. Вся основная работа еще впереди:

— Говорить о результатах пилотного проекта в Москве было бы самонадеянно. Пока пилот лишь обеспечил активное движение к созданию в каждой школе многообразных возможностей для массового (а не элитного) качественного образования. Дальнейшая задача системы образования Москвы — перенести многообразие возможностей в многообразие результатов каждого школьника. Именно школьника, а не процессов и условий обучения в школе! Пока же получены лишь самые первые воспитательные и учебные результаты: улучшение показателей ЕГЭ и результатов участия московских школьников в олимпиадах всех уровней, снижение количества правонарушений, совершенных несовершеннолетними.

Впрочем, элитным школам также успокаиваться рано, подчеркнул столичный министр образования:

— Другая наша важная задача — повысить конкурентоспособность на высшем уровне качества школ. Ее выполнению служит запускаемый сейчас проект создания университетских лицеев. Они составят очень сильную конкуренцию лучшим школам столицы!

Но вот что особенно важно, подчеркнул далее он:

— Если бы не пилотный проект, система образования Москвы попросту не выдержала бы упомянутого здесь коллегами «давления» контингента детей на детские сады и школы. В одних школах оно было бы ужасным, в других была бы пустота. В одних только московских детских садах за последнюю пару лет добавилось более 30 тыс. детей.

Между тем критерии оценки школы, пообещал Калина, будут совершенствоваться:

— Я дал поручение продумать и подготовить предложения по критериям оценки. В принципе все результаты работы школы можно поделить на 4 блока: интеллектуальное, социальное, культурное и физическое развитие школьников. И все они будут использованы в рейтингах школ, а точнее, — в рейтингах вклада школ в обеспечение москвичей качественными знаниями. Мы начали рейтинги с простейших координат и постепенно дополняем их и идем к многомерной оценке.

И тут на первый план выходит школьный самоконтроль:

— Все эти меры хороши. Но ничего не будет, если в школы не вернется собственный школьный контроль. Раньше его осуществляли директора и завучи, потому что так велело РОНО. Сегодня собственный контроль — фактор конкурентоспособности школы. Без этого конкуренции за ученика им не выиграть. Впрочем, это задача следующего этапа модернизации, — не сомневается Исаак Калина.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах