Этот одноэтажный, шитый деревом особнячок в семь окон по главному фасаду является одним из самых символичных мест в Москве. Повесть классика о несчастной собаке начинается такими строками: «В одной из отдаленных улиц Москвы, в сером доме с белыми колоннами, антресолью и покривившимся балконом, жила некогда барыня, вдова, окруженная многочисленною дворней». Именно на этой некогда отдаленной улице жила матушка Ивана Сергеевича, Варвара Петровна Тургенева. И именно здесь Тургеневым были созданы «Записки охотника».
Дом нуждался в ремонте давно: балкон и впрямь покривился, а белые колонны покрылись трещинами. Новую жизнь в него решили вдохнуть три года назад, когда городские власти передали его в ведение Музея Пушкина. В октябре 2009 года там открылся Музей И.С.Тургенева, посвященный жизни и творчеству писателя, его семье, быту московского дворянства XIX века. Тогда же в особняке сделали косметический ремонт. Были возвращены исторические дверные проемы и отреставрированы печи. Однако, как говорят в Музее Пушкина, от первоначального облика здания мало что осталось.
До 70-х годов XIX века серьезных перепланировок в доме не было. В дошедших до наших дней документах разрешалось только «штукатурить по фасаду, одобренному его сиятельством московским генерал-губернатором» и «устроить лестницу на антресоли, а нежилой подвал превратить в жилой». Зато советские «губернаторы» разрешили все. Особняк несколько раз перестраивали, в результате чего историческая планировка была полностью искажена. Из-за этого постоянной экспозиции сейчас в музее нет, а из пяти залов открыты только три: большая гостиная с великолепным роялем, кабинет Тургенева с крытым зеленым сукном рабочим столом, а также фрагмент спальни Варвары Петровны.
Архитекторам повезло, ведь сохранились архивные документы середины XIX века, позволяющие точно установить, как дом выглядел в то время. К примеру, в плане 1833 года, когда дом принадлежал гиттенфервалтеру (горный чин 10-го класса) Н.В.Лошаковскому, есть интересная запись: «Деревянный жилой флигель просит дозволения сменить два венца и сверху нарубить на три аршина». Из описания существовавших к тому времени строений есть и сведения о главном доме на Остоженке, 37: «построен на каменном фундаменте, покрыт железом, фасады не оштукатурены, а обшиты тесом». Теперь перед реставраторами стоит задача провести историческую реконструкцию и представить москвичам достоверную экспозицию середины XIX века, не допуская новодела. Основная цель — восстановить мемориальные комнаты на антресолях, где жил и работал писатель. Сейчас весь антресольный этаж стоит в запустении, а многочисленные фанерные перегородки и линолеум на полу хранят память разве что о советских конторах и коммунальных квартирах. Архитекторы обещают, что через пару лет дом предстанет в том виде, каким он был при жизни Тургенева. Через парадный подъезд и переднюю можно будет попасть в приемную. За приемной расположится большой зал, более высокий, чем все остальные помещения. Этот парадный зал служил Варваре Петровне столовой. К столовой примыкает большая трехоконная гостиная — обычное место пребывания Тургеневых. Угловая, смежная с гостиной, комната была будуаром-спальней хозяйки дома.
Но современный музей — это не только экспозиция, а комфортная зона приема посетителей, кафе, концертная площадка. Для этих целей музею будет передан второй корпус дома, который сейчас находится в собственности города. После реставрации в нем будут проводить детские мероприятия и занятия абонементных программ детского центра Государственного музея А.С.Пушкина.
Кроме того, вся приусадебная территория, разделенная сейчас заборами, будет объединена. К двухсотлетнему юбилею писателя в 2018 году в безымянном сквере рядом с домом появится памятник Тургеневу. Именно тогда сквер станет поистине тургеневским, говорят сотрудники музея. Кстати, сейчас в Москве нет ни одного памятника Тургеневу. Конкурс на его создание пока не объявлен, но в распоряжении скульпторов есть богатый материал: множество прижизненных портретов и даже слепок с руки Тургенева, который хранится в музее.