Дом Мельникова, наверное, уже давно не принимал столько гостей: на оглашение итогов конкурса здесь собрались представители российских и иностранных СМИ, внуки знаменитого архитектора, а также больше 20 начинающих и уже состоявшихся архитекторов, которые представили свое видение будущего музея.
Одна половина дома уже принадлежит государству и находится в оперативном управлении Государственного музея имени Щусева, другая является предметом судебных конфликтов потомков архитектора.
«Обе внучки Константина Мельникова вошли в состав жюри, — рассказывает директор Музея Щусева Ирина Коробьина. — Уже в этом заключается одно из самых важных достижений конкурса: он объединил конфликтующие стороны и всех, кому судьба дома небезразлична. Создание музея — единственный путь спасения памятника, и это все понимают».
Перед участниками благотворительного конкурса ставилась задача организовать музей, сохранив при этом идентичность дома. Первое место занял проект творческой группы «Горожане/Citizenstudio» «Тапки для музея Мельникова». Сами авторы больше склонны считать свою идею не архитектурным проектом, а высказыванием. «Музей Мельникова уже существует, он готов. Он изначально строился как дом-музей, и решения других архитекторов здесь лишние, — объяснил замысел в интервью «МК» Михаил Бейлин. — Недопустимо даже минимальное вторжение в хрупкий мир памятника». Архитекторы увидели лишь один недостающий элемент: фланелевые тапочки, которые в советском прошлом были непременным атрибутом каждого музея.
Другие идеи более практические — они предусматривают благоустройство участка вокруг дома и размещение в стенах здания оригинальных работ Константина и Виктора Мельниковых с сохранением подлинных предметов быта.
Своим мнением с «МК» поделилась проживающая в доме исполнительница завещания Виктора Мельникова Екатерина Каринская: «Концепция музея уже есть, она прописана в завещании и была обнародована еще при жизни отца. Речь идет о музее архитектора Константина Мельникова и его сына художника Виктора Мельникова — и не в доме, а рядом с домом». В свое время эта концепция была согласована с Министерством культуры. Согласно ей, дом должен быть объектом музейного показа с сохраненной мемориальной обстановкой, рядом предполагается разместить выставочный зал.
Однако условия конкурса не предполагают реализацию проектов. Как рассказала в интервью «МК» Ирина Коробьина, главное — что к музейному будущему дома привлечено внимание и собран «банк идей»: «Конкурс наметил позитивный перелом в ситуации вокруг дома Мельникова. Он собрал пул идей, которые станут материалом для большой научной дискуссии с Министерством культуры, охранными организациями, специалистами и наследниками дома. Может быть, решение родится на пересечении нескольких идей». По словам Коробьиной, музей создадут сразу, как только решатся юридические вопросы и будет определен статус дома.
С 2012 года на расстоянии 100 м от уникального дома на месте снесенного здания XVIII века строится торгово-развлекательный центр с несколькими уровнями подземной парковки. Комиссия Академии архитектуры установила, что стройка наносит непоправимый ущерб зданию памятника. Над входом в дом раздавлен деревянный брус, появляются трещины, видны последствия оседания грунта — прогнувшийся забор и вылезшие из-под земли корни деревьев.
На конкурсе был представлен и антиутопический проект. Некоторые эксперты считают, что сохранившиеся в Москве памятники архитектуры почти никому не нужны. И предлагают перевезти дом Мельникова в крупный музейный центр в Европе, отдав в аренду на 499 лет под обязательство открыть его как музей.