«Примерно в 9 вечера они начали сносить здание. В «Архнадзор» об этом тут же сообщили наблюдатели. Через час я уже находился на месте, - рассказывает координатор общественного движения «Архнадзор» Юрий Егоров. - Сносилось депо силами двух экскаваторов. Они стучали так, что вряд ли там хоть что-то сохранилось. Депо круговой формы. Грубо говоря, это торт, разрезанный на 22 кусочка. Девять из них уничтожены, в каком состоянии остальные — неизвестно. Охраняли снос чоповцы. Они вели себя крайне агрессивно, выхватывали фотоаппараты, выталкивали нас с пассажирской платформы. Рядом на поезд садились люди. Экскаваторы продолжали работать. Вот такая техника безопасности при сносе объекта! К 11.30 все уже было разрушено».
«Архнадзор» давно бил тревогу по поводу возможного сноса Кругового депо. Но 29 мая ОАО «РЖД» опубликовало пресс-релиз, в котором однозначно говорится о намерении отреставрировать объект. За основу будто бы будет взят вариант реставрации, предусматривающий расчистку объекта от пристроек позднего периода и частичный демонтаж паровозных ячеек-стойл со стороны проектируемых путей. Данный вариант позволил бы приспособить здание для современного использования, максимально сохранив его исторический облик и объем с воссозданием утраченных элементов. Однако спустя всего два дня, часть Кругового депо снесли, что не очень похоже на реставрацию. Это был даже не частичный демонтаж, а грубейшая работа, как утверждают очевидцы. Но зачем сносить историческую достопримечательность?
Ответ находится в том же пресс-релизе: «В октябре 2011 года здание было выкуплено ОАО "РЖД" в рамках реализации инвестиционного проекта строительства 4-го дополнительного главного пути на участке Москва – Крюково. Цель строительства – давно назревшая необходимость максимально разгрузить ежегодно растущий пассажиропоток на направлении от Ленинградского вокзала до станции «Химки».
На определенном этапе строительства ОАО "РЖД" оказалось в двойственной ситуации. Барьерным местом проекта оказалось здание Кругового депо, являющееся вновь выявленным памятником архитектуры и попадающее в зону укладки железнодорожных путей. С другой стороны, внесение изменений в ранее согласованный и утвержденный всеми причастными государственными органами проект повлекло бы за собой его весомое удорожание и отодвинуло бы сроки строительства на неопределенное время».
Как сообщает «Архнадзор», 29 мая на стройплощадке у Кругового депо состоялось рабочее совещание с участием представителей Северной транспортной прокуратуры Московской межрегиональной транспортной прокуратуры, Дирекции по комплексной реконструкции и строительству (ДКРС) ОАО “РДЖ”, Мосгорнаследия и самого “Архнадзора”. На совещании было констатировано, что Мосгорнаследием не представлен официальный документ Департамента культурного наследия Москвы о согласии с актом государственной историко-культурной экспертизы по проекту “приспособления” объекта культурного наследия к современному использованию. Северная транспортная прокуратура продолжила проверку правомерности выдачи Мосгорнаследием разрешения на производство работ по этому проекту, предусматривающему снос 9 из 22 секций здания. Работы по сносу были приостановлены до утра пятницы, 31 мая. Оказалось, до ночи.
Теперь уничтожена значительная часть памятника архитектуры. Ценность Кругового депо в том, что это первое паровозное депо Москвы и едва ли не первое железнодорожное здание, построенное в столице в 40-е годы XIX века. Кроме того, это единственное в мире уцелевшее депо с перекрытиями паровозных стойл, выполненных в форме «парусных» сводов. И, вероятно, единственное депо авторства выдающегося зодчего – Константина Тона. Как ни крути, Круговое депо — историческая ценность города.
«Архнадзор» требует служебного расследования действий Москомнаследия, а также расследования на предмет соответствия занимаемой должности его руководителя Александра Кибовского. Кроме того, активисты общественного движения будут обращаться в Министерство культуры с просьбой лишить государственной аккредитации трех экспертов, подписавших акт государственной историко-культурной экспертизы по проекту “приспособления” объекта культурного наследия к современному использованию. Также «Архнадзор» требует расследование деятельности «РЖД». Но и сами активисты не очень верят в успех этого дела.