Напомним, что 11 велорикш появились на улицах столицы в 2006 году. «Мы поняли, что в Москве отсутствует транспорт для локальных поездок, — рассказал «МК» автор проекта, гендиректор ЦНИИП велосипедного транспорта Игорь Маркин. — В 2005 году уже было сложно — проезжая часть увеличивалась, права пешеходов ущемлялись».
Сейчас в Москве есть уже 15 единиц трехколесного транспорта, о котором нет ни слова ни в одном законе. Но москвичи с энтузиазмом восприняли новую идею. По данным опроса Института велосипедного транспорта, многие горожане готовы добираться до работы на велотакси.
На днях на волне общей велосипедизации столицы руководитель Департамента транспорта проявил интерес к развитию сети велотакси и выразил готовность поддержать проект. Однако финансирование нового транспорта по-прежнему будет осуществляться на частные средства.
Стоимость одной трехколесной машины с учетом расходов на транспортировку и растаможивание не уступает цене автомобиля — 12 тыс. долларов. Поэтому в среднем тариф на велотакси составит 200–300 рублей за километр.
Говорить о сроках реализации и конкретных мерах по развитию велотакси пока что более чем рано. В первую очередь нужно продумать безопасность пассажиров, отметил автор проекта Игорь Маркин: «Пока велотакси существует неформально. Как ему ехать, каждый водитель выбирает сам: по принципу все, что не запрещено, разрешено. И, на мой взгляд, главная задача и обязанность городских властей — обеспечить безопасность пассажиров на всех видах транспорта. Тем не менее по-прежнему выехать на проезжую часть решаются только экстремалы».
Авторы проекта считают, что на создание полноценной системы велотакси уйдет около 20 лет. «Если грамотно подходить к процессу, — говорит Игорь Макрин, — можно создавать 200 км велодорожек в год без нагрузки на государственный бюджет».
По замыслу авторов, велорикши способны снизить нагрузку дорожной сети на 10% и в целом сделать жизнь горожан комфортной и приятной, например добраться до необходимого места, минуя пробки (ширина велотакси составляет 1 метр), доехать от метро до удаленного театра или музея.
По мнению велосипедистов со стажем, успех проекта будет зависеть от того, где будут ездить велорикши. «Если по проезжей части вместе с машинами — это неудобно, — анализирует ситуацию организатор крупнейшего российского велоклуба «Караван» Михаил Архипов. — У такого транспорта большая нагрузка, поэтому скорость гораздо ниже скорости велосипеда. Максимум 15–20 км/ч. В отличие от велосипеда или мотоцикла велотакси не сможет маневрировать среди потока машин. Кроме того, трех- и четырехколесный транспорт должен ехать по ровному месту, иначе он просто завалится набок. Если правильно решить этот вопрос, то часть населения будет пользоваться велотакси».
По словам специалистов, передвигаться на велорикшах можно и в холодное время года, при условии если будет правильно налажено движение и дорожки будут расчищены.
Как сообщили авторы, в зависимости от конкретного места движение велорикш может быть организовано разными способами: если речь идет о городской магистрали, может быть выделена велодорожка, в случае с передвижением между районами достаточно предусмотреть отдельную полосу, в рекреационных зонах велокортежи могут передвигаться по тротуарам. Игорь Маркин отметил, что для развития велосистемы принципиально важно привлекать грамотных специалистов — инженеров, проектировщиков, которые смогут создать в городе удобную и комфортную для проживания среду.