Цифра
<p>20 млн руб. средний годовой оборот малого предприятия в Москве. В целом вхождение на рынок такой фирмы составляет, по опросам, порядка 16 млн рублей.</p>— Андрей Владимирович, какие закономерности можно выделить в развитии столичного малого и среднего бизнеса за последние пять лет: как часто открываются и ликвидируются предприятия, какие отрасли проявили наибольшую стабильность?
— Поскольку малый бизнес очень динамичен и многочислен, он трудно поддается учету. Выборочный опрос примерно 600 средних, малых и микропредприятий столицы, проведенный Мосгорстатом совместно с Департаментом науки, промышленной политики и предпринимательства Москвы, показал, что средний срок существования московских фирм — от момента регистрации до ликвидации — составляет 12 лет. Наиболее устойчиво развиваются предприятия в сфере услуг, наименее стабильны — торговые, в момент опроса многие из них находились на этапе сокращения бизнеса. Примерно 40% респондентов пожаловались, что ситуация в компании ухудшилась, связывая это в первую очередь с ростом цен на энергоносители, конкуренцией, нехваткой оборотных средств, денег под развитие (лишь 8% предприятий используют заемные средства, остальные 92% считают их недоступными).
— 40% — серьезный показатель...
— Я бы не стал смотреть на эти 40% только с отрицательной стороны. Во всяком случае, ссылка на возрастание конкуренции, если она добросовестная, говорит о том, что качество товаров и услуг для потребителей должно расти.
— Какова сейчас «цена» (время, нервы, деньги) вхождения мелкого предпринимателя на столичный рынок с учетом последних мер городской поддержки?
— Что касается административных процедур, то наиболее остро стояла проблема подключения к сетям электроснабжения — с ней сталкивались все: начиная от хозяина киоска до владельцев производственного предприятия; никто четко не понимал, ни каким должен быть процесс, ни за что действительно надо платить. Мы максимально формализовали все процедуры и в виде брошюры «5 шагов за 3 визита» широко распространили информацию по городу: так, по маломощным потребителям срок подключения снизился до 15 дней и включает всего 3 визита в сетевую компанию, за которые нужно пройти 5 процедур, все платежи четко прописаны.
По регистрации предприятий количество процедур сократилось с 8 до 6, количество дней с 18 до 12, в полтора раза снизилась стоимость — до 4600 рублей.
Пожалуй, наиболее сложная технологически и не всегда еще прозрачная процедура, которая серьезно осложняет работу и ведет к непроизводительным издержкам у предпринимателей, — получение разрешения на строительство: здесь количество процедур сократилось с 42 до 10, срок — с 392 до 105 дней.
Регистрация собственности теперь состоит всего из одного шага, занимает 20 дней вместо 57 и обходится в 30 тысяч рублей. Подробнее обо всем этом можно узнать в ГБУ «Малый бизнес Москвы» (www.mbm.ru), чьи отделения открыты в каждом округе. Смысл нашей деятельности — чтобы любой начинающий предприниматель мог без посредников в очень короткое время и за фиксированную плату решить все перечисленные вопросы. Кстати, ГБУ «МБМ» предоставляет бесплатные консультации и проводит обучение — эти сервисы экономят деловым людям силы при подготовке бизнес-плана, поиске заказчиков и многих других вопросах.
Мы целенаправленно стараемся поддерживать инновационные сектора бизнеса, связанные с конкурентной продукцией, высокой добавленной стоимостью, вкладывая деньги в развитие специализированной инфраструктуры: бизнес-инкубаторов, технополисов, технопарков, особой экономической зоны в Зеленограде. По такому пути идет весь мир — на «умных территориях» возникает сообщество, которое порождает новые идеи и взаимно обогащает компании, при этом в распоряжение резидентам предоставляются все необходимые сервисы: бухгалтерия, IT-сервисы, юридическая служба. Снижаются затраты на ведение бизнеса. Москва приняла законы, дающие налоговые льготы управляющим компаниям и резидентам по налогу на имущество, на землю, в некоторых случаях — на прибыль. В инновационных фирмах люди очень мобильны и притязательны к тому, в каких условиях они живут, поэтому нужны стимулы, чтобы их привлечь.
— Есть ли новые меры, которые должны буквально за год-два улучшить жизнь предпринимателей?
— Мера не новая, но масштаб ее новый — имею в виду программы приватизации и предоставления земельных участков, городских помещений в аренду бизнесу. Известно, что в Москве не хватает цивилизованной торговли: с одной стороны, все говорят, что ее очень много, но по факту у нас почти в 2 раза меньше качественных торговых площадей, чем в среднем европейском городе (западный «стандарт» 1200 кв.м на тысячу жителей). Мы отстаем от Петербурга, от Краснодара. Это отражается на ценах. Совместно с градостроительным комплексом Москвы мы продолжаем разрабатывать проекты планировки районов с учетом их нынешней обеспеченности и реальных потребностей в розничной торговле, бытовых услугах, общественном питании — три сферы, которые определяют качество среды обитания. В этом году мы предложим 230 новых земельных участков под размещение объектов торговли и услуг. Всего пройдет более тысячи торгов, на которых многие объекты рассчитаны исключительно на субъекты малого предпринимательства. Мы практически до нуля сократили список помещений, запрещенных к продаже, увеличили рассрочку платежей с года до трех лет. Вся информация вывешивается на сайте Департамента г. Москвы по конкурентной политике, который превратился в «одно окно» по проведению процедур, связанных с продажей, арендой, концессией городского имущества.
Что касается льгот по арендной ставке для малых предприятий, фундаментально мы от них отказались: ими пользовалось всего 2,5%, и было много случаев перепродажи прав по рыночной цене. Но, учитывая необходимость плавного перехода, мэр принял решение до 1 октября продлить аренду по ставке 3500 рублей за 1 кв.м при средней рыночной ставке 9–11 тысяч рублей. А для социально ориентированного бизнеса (образование, здравоохранение, соцзащита) льготы по аренде сохранятся и после 1 октября.
Принципиальное отличие нашей политики от недавнего прошлого — мы стараемся уйти от прямых субсидий компаниям из бюджета. Как показывает практика, такая раздача денег несет очень много рисков: концентрируется на небольшом круге компаний, чаще всего не лучших; тратя «казенное», предприниматели не слишком обеспокоены эффективностью; у представителей власти, как правило, нет времени и квалификации, чтобы грамотно оценить инвестиционное предложение. Поэтому сейчас мы делаем акцент на бизнес-модель, при которой город разделяет риски с банками и бизнесменами. Если банк выносит положительное заключение и предоставляет собственные деньги, то мы подключаемся, главным образом, в виде субсидирования процентной ставки или выдачи 50-процентной гарантии по кредитам. Гарантийный фонд в Москве самый большой в РФ — 7 млрд рублей, за свою историю он выдал уже более 5,5 тысячи поручительств на общую сумму 27 млрд рублей, а банки благодаря этому прокредитовали малый бизнес под гарантийный фонд более чем на 56 млрд рублей. И практически ни одной копейки бюджет не потерял.
Опять же по принципу разделения рисков в этом году заработал Фонд микрофинансирования второго уровня: мы финансируем частные фонды, которые потом работают с заемщиками — малыми компаниями, у которых зачастую нет залогового имущества, — и сами проводят экспертизу. Кредит до 1 млн рублей при ставке 13–19%. До конца года общая капитализация Фонда составит 1,4 млрд рублей.
— Судя по откликам в Интернете, такие ставки не всем по плечу.
— Это на самом деле хороший процент, он ниже рыночного в полтора раза. Реальный уровень ставки отражает две вещи: стоимость денег на рынке (ставка ЦБ в районе 8%) и уровень рисков (в начале развития предпринимательства он высок).
— С этого года активно заработал Единый центр госзаказа, какие отрасли больше всего востребованы столичным хозяйством?
— Я бы советовал всем предпринимателям обратить свое внимание на госзаказ. Речь идет о гигантской сумме — объем госзакупок в 2012 году составил более 670 млрд руб. Обратитесь в Центр госзаказа, и вас бесплатно научат, как готовить заявки, по каким критериям отбирают поставщиков заказчики, а дальше — пробуйте получить подряд. Охват самый широкий: строительство, капитальные и текущие ремонты, благоустройство города, поставка разнообразных товаров, таких как продукты питания, мебель, учебники.
— Номер выходит сразу после Дня российского предпринимательства. Что принято желать друг другу в бизнесе?
— Я желаю всем стабильности, процветания, выгодного бизнеса для себя и для города.