«Мы, пенсионеры столицы, обращаемся к вам с просьбой привлечь внимание москвичей и правительства города к проблеме уничтожения общественных бань», — такими словами начинается коллективное письмо, пришедшее в газету «МК». Пенсионеры обеспокоены сносом Донских бань. «А зачем вы пошли в баню? У вас что, ванной дома нет?» — вспоминается цитата из «Иронии судьбы». Ванная дома есть у всех. Но бани — это особая культура мытья, русская традиция, уходящая в историю. Или уже ушедшая?
«Для жителей Южного округа бани важны тем, что многие ветераны живут не в комфортных условиях, а в коммунальных квартирах, где нет возможности воспользоваться простой ванной» — писали ветераны в Департамент торговли и услуг, отвечающий за городские бани. И добавляли — снизьте цены! Дорог нынче пар. Но Донские бани давно частное владение, город за него не в ответе. Именно по этой причине многие московские бани пропали. Город старается сохранить хотя бы то, что осталось.
За период с 2002 года количество предприятий, оказывающих населению услуги бань и душевых, увеличилось в два с половиной раза, сообщают в Департаменте торговли и услуг. Сегодня в столице насчитывается более двухсот небольших бань и саун, 32 банных объекта с залами общего пользования (до 1990 года в Москве такие услуги предоставлялись 55 предприятиями). Из них 4 бани — банно-оздоровительные комплексы «Переделкино», «Внуковские бани», «Некрасовские бани» и «Банно-оздоровительный комплекс на Дубнинской» — являются открытыми акционерными обществами, 100% пакета акций которых принадлежат городу Москве (были введены в эксплуатацию за счет бюджетных средств в 1999—2004 годах), 23 предприятия являются собственниками помещений (Сандуновские, Ржевские, Астраханские, Коптевские, Бабушкинские, Варшавские, Донские, Покровские и др.), и 8 организаций арендуют помещения под банные объекты у города Москвы (Краснопресненские, Воронцовские, Сходня, Востряковские, Измайловские, Очаковские, Лосиноостровские, Щербинские).
При этом в департаменте понимают: потребность населения в услугах бань общего пользования на сегодня не в полной мере удовлетворяется в силу недостаточного количества действующих бань общего пользования и недостаточного уровня качества предоставляемых услуг. Прибавьте к этому антисанитарию, старую мебель и немалые цены. Кто захочет идти в баню?
В Европе 60 процентов посетителей общественных бань — молодежь. А у нас бани — клуб для тех, кому за пятьдесят. Задумались, отчего так. Ответ долго искать не пришлось. Молодежь не ходит в русские бани из-за двух неприятных стереотипов. Первый — в банях пьют (спасибо отечественному кинематографу). И второй — в банях грязно, негигиенично и вообще не дай бог грибок подхватить.
Как же так получилось? Бизнес выгодный, сегмент востребованный, а отрасль не развивается. Бани по-прежнему испаряются из больших городов. «Частным инвесторам неинтересно вкладывать в бани, — объясняет директор одной из бань Артем Букин. — Пару лет назад действовала городская программа под строительство бань. Участки выставлялись на аукционы. Но никто ими не заинтересовался. Они были либо у кладбищ, либо в промзонах. Кто туда поедет париться? Выставлялись участки с частичным городским владением. Но цены были рыночные — высокие. Срок окупаемости — 15 лет. Город оценивает баню не как социальный объект, а как торговый комплекс. Были бы участки в доступных местах и с разумными ценами, инвесторы бы подтянулись».
Глава Департамента торговли и услуг Алексей Немерюк вроде и понимает, что многие москвичи любят бани и обеспокоены их исчезновением, но не считает эту проблему острой. Тут проясняется еще один момент. Банщики разъединены, у них нет никакого профсоюза. «Во многие бани сейчас пришли новые директора. Надо объединять силы. Пора создавать профсоюз», — уверен Букин. «Не всем он нужен, — считает Максим Пашков, директор Сандунов. — Чтобы люди пошли в профсоюз, им нужно что-то дать. Просто членство не дает никаких преимуществ. Если бы профсоюз обеспечивал им льготы на арендную плату и коммунальные услуги, они бы с охотой туда вступили. Но никаких льгот нет». Каждый год арендная плата за землю растет, растут тарифы на газ, воду и тепло. Баням приходится повышать цены на входной билет.
Чтобы изменить ситуацию к лучшему, нужна помощь федерального уровня, говорит Пашков: «Путин у нас радеет за бани. И многие министры любят попариться. Но бани все равно исчезают. Как и профессия парильщика. В советское время они были востребованы, имели льготы. А сегодня ничего этого нет. Поэтому люди ушли из профессии. Мы тоже сами учим новичков парению, проводим аттестацию. Чтобы что-то менялось к лучшему, директора бань должны брать инициативу в свои руки. И, самое главное, прививать любовь к бане детям».
То, что русская баня — прекрасное средство для укрепления здоровья, доказывать не надо. Само собой, при наличии каких-либо заболеваний перед посещением бани нужно проконсультироваться с врачом. Если проблем со здоровьем нет, то русская баня прекрасно расслабит, снимет стресс. Если окончательно не исчезнет с лица города. Кстати, до 2016 года в Москве должны появиться восемь новых бань, будут реконструированы еще две. К тому времени, может, и профсоюз банщиков появится. Кроме них, никто русские общественные бани развивать в городе не станет. А любители пара будут топить печи в деревнях. Или мыться в ванной. «Но ведь в ванной нет пара!» — снова вспоминается цитата из «Иронии судьбы».
Историческая справка
Русские бани упоминаются еще в «Повести временных лет». Если верить летописцу, то Андрей Первозванный удивлялся русичам, которые хлестали себя прутьями почти до бесчувствия: «Диво видел я в Славянской земле на пути своем сюда. Видел бани деревянные, и натопят их сильно, и разденутся и будут наги, и обольются квасом кожевенным, и поднимут на себя прутья молодые и бьют себя сами, и до того себя добьют, что едва вылезут, чуть живые, и обольются водою студеною, и только так оживут. И творят это постоянно, никем же не мучимые, но сами себя мучат, и то творят омовенье себе, а не мученье».
Московские бани по большей части описывали иностранцы, изумляясь дикости и распутству. Но и среди иностранцев встречались поклонники русских бань. Например, личный врач императрицы Елизаветы Петровны португалец Санчес.
В 1787 году казенных и торговых бань в Москве насчитывалось уже около 70. Строились они, как правило, возле рек и прудов. В XVII веке, во времена царя Алексея Михайловича, банные строения начали отдавать на откуп частным лицам и всячески поощрять строительство новых бань.
Небольшие деревянные бани топились по-черному — дым выходил через оконца и двери. В более дорогих — каменных — имелись печные трубы, были предусмотрены дополнительные удобства для моющихся. Но устройство и тех и других было примерно одинаковым. Обязательный колодец с «журавлем». Сама баня нагревалась большой печью с каменкой. Внутри помещение делилось на мыльню и парную с полками.
Баня была доступна каждому москвичу. Власти строго следили, чтобы содержатели бань не поднимали цены на свои услуги, в первую очередь для простонародных отделений. Повышение цен допускалось для отдельных пристроек с особыми удобствами.
Долгое время в общественных банях не было разделения на мужскую и женскую половины, мылись и парились все вместе. «Банный вопрос» обсуждался даже на церковном соборе 1551 года, который осудил эту традицию и строго запретил «разврат». Тем не менее понадобились долгие годы и даже принятие Сенатом соответствующего Указа от 21 декабря 1743 года, запрещавшего мужчинам и женщинам париться вместе, чтобы потихоньку изжить патриархальный уклад совместного мытья. Еще один указ был издан в екатерининские времена. Он предписывал содержателям торговых бань строить раздельные помещения, а в женскую часть пускать только мужчин, обслуживающих бани, да еще врачей и художников.
В XIX веке спрос на бани только возрастал. К концу XIX столетия в Москве было порядка сорока бань, из которых наиболее известными были Сандуновские, Центральные (Китайские), Селезневские, Пресненские (Бирюковские), Суконные, бани при гостинице «Эрмитаж» на Трубе, Малышевские (ныне — Ржевские) и многие другие.
Целый ряд бань был построен и в советское время. Среди них хорошо известные и любимые москвичами Донские, Воронцовские, Дорогомиловские, Дангауэровские, Варшавские, Усачевские, Калитниковские.
ПРОГНОЗ НА БЛИЖАЙШИЕ ДНИ
С 15 мая над Казахстаном и Поволжьем начнет формироваться новый жаркий антициклон, в периферии которого мы и окажемся. Несмотря на довольно теплую погоду, над Москвой ожидается переменная облачность, не исключены кратковременные дожди. В среду и четверг температура будет одинаковой: ночью в столице ожидается +15...17 градусов, по области +13...18, а днем +27...29 и +25...30 соответственно. 17 мая дожди также вероятны. Ночью столбик термометра поднимется до +18 градусов, а днем — до +27. Начиная с субботы, 18 мая, южный антициклон уступит место арктическому, после чего станет чуть прохладнее: в темное время суток +9...14, в светлое — +20...25.