МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

В Москве нашли 150 «левых» светофоров

Они работают по своим собственным правилам

Специалисты экспертного центра Probok.net обнаружили в Москве... полторы сотни бесхозных светофоров. Одни банально простаивают годами. Другие в свое время «прихватизировали» коммерсанты, установив их на въезде-выезде из родного предприятия. Третьи, что совсем уж невероятно, переключают сигналы на обычных городских дорогах самостоятельно, без вмешательства специалистов.

Три года назад мы решили проверить, насколько эффективно светофоры справляются со своими функциями, и представить свои предложения властям, — говорит руководитель экспертного центра Александр Шумский. — Первые же итоги нашего исследования оказались невероятными.

Фото: Геннадий Черкасов

Оказывается, из 2300 столичных светофоров 150 не находятся на балансе города. Попросту говоря, никому не принадлежат. И доступа к этим светофорам нет ни у кого — даже у официальных органов власти. Откуда же они берутся? И за счет чего работают?

«В первую очередь бесхозными являются так называемые строительные светофоры, — объясняет эксперт. — Когда-то они были установлены по инвестиционному контракту (имеется в виду обременение со стороны чиновников. — О.Г.) и не переданы на баланс города, потому что контракт так и не был закрыт, технологии не выполнены, а качество не проверено. По ряду контрактов идут суды, которые могут длиться годами. А светофоры стоят неподключенные».

Одна из проблем светофора — точка подключения. Присоединить его к электросетям — дорого. В начале 1990-х, когда в Москве была полная разруха, светофоры подключали в том числе к... ресторанам. Гаишники ходили и чуть ли не на коленях просили не вырубать светофор, потому что сначала его по договоренности подключали по временной схеме, потом менялись хозяева — и светофор «умирал» даже в центре города. А сделать ничего нельзя — воткнуть «вилку» некуда.

Сейчас такие светофоры-«попрошайки» остались на окраинах. Так, светофор, который стоит на повороте на Зеленоград, долгое время был бесхозным и питался непонятно от чего. Потом в его судьбе произошли перемены — бедолагу подключили к «розетке» поста ГАИ, а когда пост решили снести — к ближайшим гаражам.

Некоторые светофоры поставлены вообще неизвестно кем, документации на них нет, продолжает Шумский: «Светофор стоит и вроде работает. Но куда он подключен, с кем согласована схема регулирования, где у него наконец силовой кабель проброшен? Настоящий беспредел! Копнуть под него тоже не получится — вдруг разорвешь контакты...».

А вот еще один факт. В 1996 году на улице Подольских Курсантов, 20, временно был установлен светофор для нужд пивзавода. Потом городские власти «забыли» его снести — а соседние предприятия скинулись, отремонтировали его и настроили «под себя», чтобы удобно было въезжать и выезжать с работы. С тех пор на этом участке дороги постоянно пробки. «Этот светофор работает, но при этом не находится на балансе города, — говорит Шумский. — Недавно приехали сотрудники Центра организации дорожного движения правительства Москвы — хотели поменять фазы регулирования, так им это не удалось: выгнала охрана пивзавода».

Как быть и что делать — непонятно. «Необходимо, чтобы город взял эти светофоры на баланс. Для этого нужно идти в суд и признавать их бесхозными. Но как только начинается процесс — у светофора тут же появляется хозяин. Юристы не могут найти выход. Я писал докладную записку Собянину, он поручил разобраться Лямову, тогда еще курировавшему транспорт в Москве, потом Ликсутову. Такое ощущение, что проблема нерешаема. Департамент транспорта ничего сделать не может».

Проблемы, впрочем, возникают и с легальными светофорами, принадлежащими городу. По словам сотрудников экспертного центра, чтобы отрегулировать светофор, нужно потратить 1,5–2 года. «У нас был рекорд: мы выехали на место, определили проблему, а потом ждали 2,5 года, когда сотрудник городского ведомства найдет время подъехать и вставить новую плату, — рассказывает мой собеседник. — Из-за бюрократии 20-минутное дело растянулось на годы...»

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах