Нововведение преследует две цели. Во-первых, предполагается, что пассажиры будут чинно стоять в специально размеченных прямоугольниках, не мешая другим пассажирам выходить из вагонов. Это позволит ускорить процесс высадки-посадки. А во-вторых, в буквальном смысле посмотрев себе под ноги, люди увидят, куда им нужно двигаться, и больше не будут метаться по платформе.
Над новой системой навигации транспортники задумались еще несколько лет назад. Специально ездили в Японию, метрополитен которой считается самым продвинутым. В конкурсе на размещение напольной навигации на трех станциях участвовали три компании. Контракт выиграла фирма, предложившая, на взгляд специалистов, наиболее интересный дизайн и самую низкую цену. Начальная цена контракта составляла 2,2 млн руб., победители же «сбили» ее до 1,9 млн руб. Первые элементы навигации появились на станциях 11 февраля. В ночь с 20-го на 21-е работа была завершена.
— Гарантийный срок эксплуатации напольного покрытия — 3 месяца. Но производитель утверждает, что благодаря высокой износостойкости реально оно служит полгода, — говорит зам. начальника службы движения Московского метрополитена Дмитрий Бузанов. — Этот материал используется во всех странах: и для напольной навигации, и для напольной же рекламы.
Эксперимент продлится до 21 мая. В течение этого срока метрополитеновцы станут отслеживать по видеокамерам, нарушают ли пассажиры границы разметки на платформах. Плюс к тому транспортники будут проводить опрос пассажиров. Если нововведение людям не понравится, метрополитен будет искать новые формы дизайна. Или же вообще откажется от дорогостоящего проекта. Если же положительных отзывов будет много, эксперимент продолжится, в частности, на станциях, которые планируется открыть в 2013 году (возможно, на «Лермонтовском проспекте» и «Жулебино», а также на «Деловом центре» и «Парке Победы»).
Но уже сейчас ясно, что с новинкой не все гладко. Понаблюдав за останавливающимися поездами, мы убедились: машинисты достаточно сильно «промахиваются», что приводит к еще большей толкучке. Рано утром, после ночной уборки, покрытие чистое. А в полдень — грязное, затоптанное тысячами ног.
Кстати, в последнее время у столичного метро большие проблемы с уборкой. На лестничных переходах между теми же «Пушкинской» и «Тверской» скапливается пыль, песок, чего раньше никогда не было. Сами метрополитеновцы объясняют эту неприятность особенностями новых противогололедных реагентов. Дескать, пассажиры приносят их на подошвах с улицы, и пол пачкается в считанные минуты — не наубираешься. Однако, как выяснил «МК», дело не только и не столько в реагентах. В самый разгар зимы метро решило поменять подрядчиков на уборку. «Замена произошла в связи с истечением сроков договорных отношений с прежними компаниями» — таков официальный ответ отдела по связям с общественностью и СМИ Московского метрополитена. Дело, похоже, в том, что раньше уборка обходилась подземке в огромные суммы. Новое руководство решило изменить правила игры. Устроить новый конкурс, сбить цену в два раза и прописать новые условия для подрядчика. В частности, он теперь должен сам закупать инвентарь и средства уборки.
Летом прошлого года советник руководителя Московского метрополитена Дмитрий Шмаров рассказывал «МК», что все контракты на уборку с 2003 по 2008 год всегда доставались только одной компании. В 2008 году организация распалась на несколько более мелких компаний, но и они продолжили выигрывать конкурсы. Это казалось подозрительным.
Твердо решив сменить подрядчика, ГУП «Московский метрополитен» объявил три конкурса на уборку станций и внутренних помещений. Но конкурс несколько раз откладывался из-за ошибок и недоработок. Наконец осенью 2012-го разыграли три лота на уборку 146 станций — примерно по 200 млн рублей в год за каждый лот. Именно эта цена и стала яблоком раздора между метрополитеном и клининговыми компаниями. Последние сочли, что такая сумма слишком мала, поэтому придется либо в два раза сокращать зарплату уборщикам (а следовательно, переходить на низкоквалифицированный персонал), либо уклоняться от налогов и платить через «черную» кассу.
В конкурсе было выявлено три победителя. Подготовиться они должны были заранее, набрать и обучить персонал, закупить инвентарь. Однако, судя по всему, возникли сложности. В распоряжении «МК» оказалась стенограмма заседания, проводившегося начальником Московского метрополитена Иваном Бесединым 16 января и посвященного первым итогам работы новых клининговых компаний. Судя по всему, они оказались совершенно не готовы к работе: уборщиков было в два раза меньше необходимого, они были не обучены и не имели требуемых допусков по электробезопасности. Где-то не производилась влажная уборка поломоечными машинами, уборщики не понимали работников станций из-за плохого знания русского языка, не приходили вовремя или засыпали на рабочем месте.
Уборочная суматоха происходила в январе-феврале, когда Москву засыпали рекордные снегопады, а обувь горожан утопала в жидкой грязи. Скорее всего, новые клининговые компании постепенно наберут «форму». Либо их спасет время. Весной и летом плохая уборка метро не так заметна.