Эта усадьба определенно должна была погибнуть. Каким-то чудом уцелев в пожаре 1812 года, она дважды избежала сноса. Первый раз в начале XX века, когда на ее месте хотели сделать доходный дом, второй — при советской власти. Но деревянная усадьба держалась с каменной стойкостью.
«Когда потомки Муравьева-Апостола взяли у Москвы этот дом в аренду, это была гнилушка, — рассказывает генеральный директор дома-музея Татьяна Макеева. — Потолок протекал, паркет гнил, стены рушились. Кристофер посмотрел на это и решил восстановить за свой счет». Кристофер, несмотря на европейское имя, — потомственный русский дворянин. И фамилию носит историческую — Муравьев-Апостол. В начале 1990-х семья, спустя почти 80 лет после эмиграции, приехала на историческую родину. Их очень тепло приняли и показали семейную усадьбу. Дом тогда как раз собирались реставрировать, но в лихие 90-е городу было не до этих забот. Усадьба тихо догнивала свой век, пока в 2000 году Муравьевы-Апостолы не взяли дом в аренду, начав реставрацию за свой счет.
Спустя двенадцать лет реставрации музей открывается для посетителей необычной выставкой. Тема — тихая жизнь дворянской семьи перед декабрьским восстанием. В каждом помещении стоят, сидят, игриво выглядывают из-за угла картонные фигуры дворян, гусар, барышень. Не ищите в них исторических личностей, они лишь призваны вдохнуть жизнь в отреставрированное здание. А вот лица, смотрящие с картин на стенах, — подлинные. Известные московские коллекционеры Татьяна и Сергей Подстаницкие предоставили свою коллекцию музею. Подлинной здесь будет и мебель, которая еще находится на полпути из Европы. Год за годом она скупалась на европейских аукционах. Только подлинная, XVIII–XIX веков, и только русская. Те же требования были и к светильникам. Сохранены даже печи, которыми отапливался дом. Но, разумеется, теперь их никто не затопит. Памятник оснащен современными инженерными коммуникациями и камерами видеонаблюдения. А для демонстрации того, что усадьба восстанавливалась с максимальной исторической точностью, в стенах сделали «окошки», чтобы посетители могли разглядеть деревянное нутро стен.
Еще один подлинник — письмо казненного Сергея Ивановича Муравьева-Апостола. В нем он просит прощения у семьи за то, что доставил столько горя. Впрочем, одной выставкой и одной декабристской темой дом-музей не ограничится. Здесь будут проходить и другие культурные события.