Специалисты «Яндекс.Пробок» говорят о новой для российской столицы тенденции: погодные условия перестали быть единственным решающим фактором возникновения заторов. Раньше максимальная загруженность достигалась по причине либо обильного дождя, либо крупного снегопада. В 2012-м же всемосковские пробочные 10 баллов были зафиксированы три раза и связаны были в первую очередь с активностью автомобилистов. Первый раз 10-балльная пробка случилась 7 марта — очевидно, в связи с приготовлениями к предстоящему празднику. Дополнительно ситуацию обострил дождь. А потом 10 баллов регистрировали в декабре, в дни, когда обильных осадков не было, — 12-го и 19-го числа. Оба раза пробки на Садовом и Третьем кольцах замкнулись, что практически полностью парализовало движение в городе.
Судя по всему, причина этого — слишком большое количество автомобилей в центре города. Причем если на большинстве радиальных магистралей можно говорить о некотором улучшении ситуации благодаря оптимизации организации движения, то центр заполнен машинами настолько, что само их количество не позволяет им нормально ехать. Тут можно привести аналогию с небольшой кольцевой дорогой: если ее плотно заставить автомобилями, бампер к бамперу, то они просто не смогут начать двигаться, даже если на дороге не будет ни одного светофора и съезды с круга будут свободными. Никакое управление, реорганизация не дадут возможность двигаться машинам, если они занимают практически всю дорогу. Естественно, это утрированный пример, но в худшие дни в центре Москвы наблюдается уже похожая ситуация. Проблему можно решить, только уменьшив количество машин в центральной части.
Непробочных мест и часов в столице все меньше
— Мы наблюдаем медленное увеличение загруженности основных дорог Москвы все последние годы, — говорит аналитик «Яндекс.Пробок» Леонид Медников. — Особенно заметно ухудшение ситуации в периоды, которые еще несколько лет назад считались «малозаторными».
Так, пробок в самом свободном месяце — августе — в 2011 году было в среднем на 4% больше, чем в 2010-м. В этом году — еще на 5% больше, чем в 2011-м. А например, в октябре — традиционно сложном месяце — прирост за два года (с 2010-го) составил 2%.
Те же закономерности аналитики обнаружили и касательно времени дня. Очевиднее всего ухудшение ситуации на дорогах между часами пик. А в сами часы пик рост затруднений движения не такой заметный. Возможно, потому что хуже уже некуда — в 9—10 и в 18—20 часов заторы в Москве нередко зашкаливают за 7—8 баллов.
Похожий расклад наблюдается на отдельных магистралях. Для МКАД наиболее благоприятный период — утро, и именно по утрам аналитики отмечают самое большое ухудшение год от года. В 2012-м заметные пробки начинают формироваться раньше, чем в предыдущие годы, и утренний час пик проходит сложнее. Аналогичная тенденция наблюдается и на Третьем транспортном кольце, но в меньшей степени.
Среди радиальных магистралей наибольшее ухудшение трафика зафиксировано на Каширском шоссе, Липецкой улице и проспекте Андропова при движении в сторону центра.
Есть ли улицы, где движение в последнее время улучшилось? Целиком — нет. Но некоторое улучшение можно выделить на отдельных участках.
— Сейчас автомобили едут по городу со средней скоростью 23,9 км/час, год назад этот показатель составлял 26,6 км/час, — говорит ведущий специалист отдела компании «Эшелон Геолайф» Михаил Каштанов. — Критической считается скорость ниже 30 км/час, а ниже 20 км/час означает транспортный коллапс. На участках вылетных магистралей, где идет реконструкция (на Каширском, Варшавском шоссе), скорость как раз и составляет 20 км/час.
В ближайшие годы ситуация будет очень тяжелая — из-за реконструкции магистралей. Улучшение, по идее, произойдет к 2016 году, когда город выполнит транспортную программу. Пропускная способность дорог вырастет на 15—25%, в зависимости от района. Но передышка эта — временная, в лучшем случае на 3—4 года. Затем сильные пробки вернутся, и тогда уже властям придется принимать радикальные меры, в частности, вводить плату за въезд в центр столицы и значительно повышать транспортный налог, считают аналитики.
Главные заторы Москвы: проблемы и решения
Вот как выглядит топ-10 самых заторных улиц Москвы (в пределах МКАД) на данный момент. На протяжении всего дня самая большая вероятность встать в пробку на следующих направлениях (см. карту):
1. Совсем не удивительно, что возглавляет рейтинг Каширское шоссе. Эта трасса, и без того вечно забитая, вот уже год испытывает на себе все тяготы реконструкции.
При движении по Каширке в центр пробка возникает из-за узкого места у станции метро «Каширская». Потерянное время — 30 минут. В Каширку вливаются потоки с проспекта Андропова и Пролетарского проспекта. Десять полос превращаются в три. Объединенный поток машин упирается в светофор. Движению также мешают остановки общественного транспорта и неправильно паркующиеся бомбилы.
Однако, кроме этого, движение по Каширскому шоссе нередко встает из-за хвостов пробок с Варшавки и проспекта Андропова.
Для решения проблемы нужно в первую очередь устранять причину заторов на проспекте Андропова. На коротком участке между станцией метро «Коломенская» и Нагатинским мостом (350 метров) можно потерять до получаса. Здесь расположены выезды с прилегающих улиц, разворот и поворот на набережную. Машины перестраиваются, мешая друг другу. Кроме того, движение тормозит стихийная парковка перед торговым центром и входами в метро.
По идее, строительство развязок и расширение Каширского шоссе в нескольких местах должно улучшить ситуацию. Тем не менее, как прогнозируют эксперты, «непроезжие» места на этой вылетной магистрали останутся.
2. На Щелковском шоссе — обилие светофоров, которые не позволяют потоку двигаться свободно даже при малом количестве машин. В результате движение здесь затруднено весь день.
На этой трассе невозможно выделить единую проблемную точку — требуется реорганизация всей магистрали. Самый легкий и быстрый вариант — оптимизация фаз работы светофоров.
3. В районе пересечения с Малым кольцом МЖД Рязанский проспект упирается в узкое место на светофоре, где переходит в Нижегородскую улицу. Часть дороги занимает опора моста. Сразу после моста есть разворот в сторону области, на котором скапливаются машины. Потерянное время — до получаса.
Требуется реорганизация движения на этом перекрестке, возможно, с расширением дороги, созданием кармана для остановки общественного транспорта.
4, 8. По Профсоюзной улице, как и по многим другим столичным трассам, тяжелее двигаться в центр (четвертое место пробочного рейтинга). Но и трафик в направлении области не намного привлекательнее (восьмое место).
Здесь можно выделить две наиболее крупные проблемные точки: перекресток рядом со станцией метро «Теплый Стан» (и в центр, и в область) и выезд на Ленинский проспект (в сторону центра).
В районе станции метро «Теплый Стан» пересекается большое количество улиц, из-за чего управление перекрестком является крайне сложным. Однако, возможно, имеются резервы по оптимизации. Что касается пересечения с Ленинским проспектом, здесь при имеющейся конфигурации дорог автомобильный поток с Профсоюзной улицы пересекается с потоком, идущим на Третье кольцо. При таком пересечении улучшить ситуацию на Профсоюзной улице, не ухудшив на Ленинском проспекте, не получится. Решением здесь может быть строительство еще более сложной развязки. Но в этом случае велика вероятность, что Ленинский проспект на участке от Третьего кольца до Садового встанет под увеличившимся потоком машин.
5, 7. Пробка на шоссе Энтузиастов выстраивается из-за череды узких мест на участке от ст. м. «Шоссе Энтузиастов» до ул. Буракова, причем в обе стороны. Одно из них находится в районе выходов из станции метро «Шоссе Энтузиастов», где много остановок наземного транспорта, работает светофор, машины поворачивают налево из нескольких рядов, а с улицы Плеханова вливается большой поток автомобилей. Другое — в районе большого перекрестка шоссе Энтузиастов и проспекта Буденного. Потерять на этом небольшом участке можно 26—30 минут.
Кроме того, утром поток нередко упирается в съезд на Третье кольцо, а вечером движению мешает хвост пробки из Балашихи, который дотягивается до МКАД.
Для решения проблемы необходимо реорганизовать работу перекрестков на участке от ст. м. «Шоссе Энтузиастов» до ул. Буракова. В частности, перекресток с не очень большой улицей Буракова в утренние часы по сути держит весь поток в сторону центра. Также сейчас часть дорог сужены из-за строительных работ. Грамотная организация движения на время ремонта (включая разметку, отсутствие резких сужений и поворотов дорог) также способствовала бы более эффективному движению.
6, 9. В последнее время наибольшую проблему на Ярославском шоссе создает перекресток в районе улицы Вешних Вод (у одноименной остановки).
Проблема — сужение Ярославского шоссе после пересечения МКАД, остановки общественного транспорта и светофоры. В основной поток вклиниваются машины с Сержантской улицы, объезжавшие пробку по Палехской улице. Это сильно затрудняет движение в правых рядах. Движению в левых рядах мешает поток с улицы Вешних Вод.
Решением опять же может являться оптимизация работы светофора и, возможно, вообще отмена левого поворота (на Ярославское шоссе в сторону центра), так как здесь поток поворачивающих машин упирается в остановку общественного транспорта. Кроме того, нужно крайне строго следить за тем, чтобы автомобилисты не парковались на выделенной для общественного транспорта полосе при движении в сторону центра. Даже одна машина, оставленная рядом с остановкой, способна резко ухудшить движение по Ярославскому шоссе.
10. Причина образования пробок на Варшавском шоссе находится на участке от слияния с Каширским шоссе до ст. м. «Нагатинская». В первом месте сливаются два крупных потока, при этом в месте слияния количество полос резко сокращается, и в таких условия автомобилисты вынуждены снижать скорость. На перекрестке рядом со ст. м. «Нагатинская» светофор с левым поворотом и перегруженная автобусная остановка отнимают полосы для движения слева и справа, останавливая этим машины, которые едут прямо.
В месте, где Каширское шоссе вливается в Варшавское, семь полос превращаются в пять. Через триста метров после точки слияния расположен пешеходный светофор. В этом месте необходимо организовать плавное сокращение количества полос на Каширском шоссе или расширять Варшавское шоссе после слияния на протяжении нескольких сотен метров. На проблемном светофоре необходимо грамотно организовать остановку для общественного транспорта (например, перенести ее подальше, сделать карман, строго отслеживать запрет парковки у метро). Также можно рассмотреть вопрос отмены левого поворота на данном участке или как минимум организовать строгое соблюдение правила, что поворот налево осуществляется только из крайней левой полосы.
СПРАВКА «МК»
На схеме — самое «узкое» место Москвы у станции метро «Каширская», повинное в образовании пробок почти на всем Каширском шоссе и прилегающих улицах. В Каширку вливаются автомобильные потоки с проспекта Андропова и Пролетарского проспекта. Десять полос превращаются в три. Движению мешают постоянно дежурящие нелегальные таксисты. На других участках Каширка встает из-за автомобильных «хвостов» с Варшавского шоссе и проспекта Андропова. Для решения проблемы нужно в первую очередь устранять причину заторов на проспекте Андропова, а также на слиянии Каширского и Варшавского шоссе.
СПРАВКА «МК»
Во сколько обходятся пробки?
Последние официальные подсчеты потерь от знаменитых московских пробок приводил еще в 2009 году Департамент обеспечения безопасности дорожного движения МВД (более свежих цифр пока нет). Тогда называлась цифра в 38 миллиардов рублей. Это примерно 3% всего бюджета столицы, расходы которого в тот год составили 1,251 трлн рублей. Московская область теряет еще больше: по данным ее бывшего губернатора Бориса Громова, потери от пробок в том же 2009 году составили 120 млрд рублей. Почти треть местного консолидированного бюджета.
Сумма, которую приводил МВД, получается путем умножения трех усредненных показателей. Средней удельной задержки автомобиля в расчете на 1 км пробега (40—45 сек.), суммарного годового пробега всего автомобильного парка Москвы (примерно 17—18 млрд км) и среднечасовой зарплаты московского работника (на то время примерно 180 рублей).
В расчете на одного водителя можно использовать более наглядный расчет. Перемножить среднюю московскую зарплату в час (185 рублей при заявленных властями 50,1 тыс. руб. в месяц) и среднее количество человек в одной машине (примерно 1,5). Прибавить к этому средний расход бензина на час стояния в пробке — примерно 2 литра. В нынешних ценах это примерно 60 рублей. И умножить на количество часов, проводимых в пробках. Если верить словам руководителя центра «Пробок.нет» Александра Шумского, москвич в среднем проводит в пробках 16 дней в году. Это 1,7 часа в день, если предположить, что он стоит в пробках лишь в рабочие дни.
Получается 574 рубля на одного автомобилиста. По словам Шумского, при пробках в 7—9 баллов в Москве стоит 600—800 тыс. машин. Получается 401,6 млн рублей в 1 рабочий день в расчете на всех московских водителей. И чуть меньше 100 млрд рублей в год. При этом стоит отметить, что такой подсчет не учитывает различных косвенных издержек. Таких, как ущерб экологии или убытки от повышения аварийности в пробках.