Скандал вокруг отмены публичных слушаний разгорелся в конце декабря прошлого года. На своем последнем заседании Мосгордума утвердила в первом чтении поправки в Градостроительный кодекс Москвы, позволяющие властям не спрашивать мнения горожан при утверждении проектов территориальных и отраслевых схем, а также градпланов земельных участков. Единороссы, выступившие с инициативой принятия законопроекта, настаивали, что публичные слушания по этим документам не предусмотрены федеральным законодательством и тормозят градостроительное развитие города. Кроме того, «половина всех обсуждений и протестов в Москве является формой общественного рэкета», пояснил председатель профильной комиссии Мосгордумы Михаил Москвин-Тарханов.
Однако оппозиционные партии и примкнувшие к ним муниципальные депутаты выступили с жесткой критикой законопроекта. В заявлении Совета партий, действующего при столичном парламенте, отмечается, что «поправки в Градкодекс фактически исключают жителей из процесса принятия решений о строительстве объектов под их окнами». «Проект сужает правовую базу публичных слушаний и фактически возвращает нас в прошлое, узаконивая точечную застройку», — подчеркивает председатель совета Елена Морозова. Для пропаганды своей позиции оппозиция использовала субботний «Марш против подлецов», куда ее представители вышли с плакатами «Муниципальные депутаты против отмены публичных слушаний по проектам точечной застройки».
Источник в мэрии заявил «МК», что поправки в Градкодекс были разработаны в связи с многочисленными конфликтами вокруг важных для города градостроительных проектов. В 2012 году чиновникам пришлось столкнуться с массовыми протестами жителей против расширения Большой Академической улицы, создания Северо-Западной хорды, реконструкции вылетных магистралей, строительства метро в Бутове и т.д. «В итоге мы потеряли массу времени, а ряд решений пришлось пересмотреть в пользу более дорогих и менее эффективных», — жалуется собеседник «МК». По его мнению, территориальные и отраслевые схемы являются промежуточными документами между Генпланом и проектами планировки, публичные слушания по которым сохраняются, а ГПЗУ — это вообще «выписка из Правил землепользования и застройки». Звучит вроде бы логично, да вот беда — ни Генплана, ни ПЗЗ в Москве пока нет, и когда будут, неизвестно. Ориентировочный срок — 2014 год, но он уже неоднократно переносился.
Сергей Собянин во вторник дал понять, что считает инициативу московских единороссов преждевременной. В отраслевых и территориальных схемах представлена стратегия развития города, указываются запланированные к строительству объекты транспорта, здравоохранения, образования и культуры. «Важно учитывать мнение общественности при утверждении таких схем», — заявил мэр. Что касается ГПЗУ, то их обсуждение, по мнению градоначальника, необходимо сохранить как «механизм контроля за точечной застройкой». Вместе с тем, сам институт публичных слушаний нужно совершенствовать, добавил Собянин, попросив Мосгордуму скорректировать свою позицию ко второму чтению законопроекта.