В городском округе Домодедово это поняли на год раньше, чем в России. И активно взялись за модернизацию муниципального здравоохранения.
— Раньше здесь было кафе. Поскольку в городе таких заведений предостаточно, мы его перепрофилировали под детскую поликлинику. Изменили все, оставили только несущие стены и потолок, даже полы поменяли. Теперь это филиал детской поликлиники, переустройство проведено в соответствии с нормами СанПиНа. Вот кабинеты: процедурный, физиотерапии, прием ведут 5 педиатров.
С заместителем руководителя городской администрации Мариной Ведерниковой осматриваем новый медицинский очаг на ул. Талалихина в Домодедове. Ни за что не догадаешься, что когда-то здесь было учреждение общепита: расписание приема врачей, раздевалка, кабинеты — будто 100 лет уже поликлиника.
— Мы обслуживаем западную часть города, — рассказывают в регистратуре. — У нас около 6 тысяч мам с маленькими детьми. Раньше в городе была одна детская поликлиника — с постоянными очередями. Теперь мы как бы приблизились к пациентам.
В лихие 90-е годы, когда в стране шла тотальная приватизация, в Домодедове не торопились передавать в частные руки торговые площади. Муниципальные магазины сдавались предпринимателям только в долгосрочную аренду.
В городе посчитали количество торговых центров и супермаркетов на душу населения – оказалось их на 20% больше, чем полагается по нормативам. А тут и срок аренды части магазинов подходит к концу. Их и решили перепрофилировать под социальные объекты, в том числе и под медицинские.
В частности, две детские поликлиники перестроили из магазинов — и в них теперь целых 11 педиатрических участков — притом что в городе сохранена и центральная детская поликлиника. Здесь забыли об очередях и скученности пациентов. Как говорят жители, раньше в поликлинике легче было заразиться, чем излечиться. За счет торговых площадей удалось расширить и профилактический центр охраны здоровья.
■ ■ ■
Если программа модернизации здравоохранения в России была объявлена с 2011 г., то в подмосковный Домодедово она пришла на год раньше, в 2010-м. Жизнь заставила. В летние месяцы услугами местных врачей пользуются до 0,5 млн человек — включая московских дачников, которых наезжает в три раза больше, чем коренных домодедовцев. И никому ведь не откажешь — клятва Гиппократа.
Город находится в окружении четырех федеральных автотрасс, и все пострадавшие в ДТП оказываются в Домодедове. Дорожный травматизм здесь втрое выше, чем в среднем по стране.
Наконец, всем известный аэропорт «Домодедово» и тот, увы и ах, должен быть готовым ко всему. С острыми болями пассажиров снимают как с трапов, так и с борта самолета, и не везти же их по бесконечным пробкам в Москву. Все дороги ведут опять-таки в Домодедово.
И городу-донору (в Подмосковье такие муниципальные образования можно по пальцам сосчитать) пришлось рассчитывать прежде всего на собственные финансовые усилия.
В 2010 году округ вложил 100 млн рублей из местного бюджета на ремонт стационара в поселке Заря Подмосковья, построил филиал детской поликлиники и шесть фельдшерско-акушерских пунктов на селе. На собственные средства строят инфекционный корпус. С 2010 года из крупных «эпохальных» медпроектов еще удалось отремонтировать почти все амбулатории, в разных частях города открыть 8 офисов врачей общей практики, приобрести компьютерные томографы, новые аппараты для УЗИ, рентгена, реанимации.
В один из офисов врачей общей практики мы сейчас и отправляемся. В микрорайоне «Дружба» он появился в нынешнем году. Прямо в жилом доме администрация купила две квартиры, переоборудовала их под врачебные кабинеты, и теперь жители «Дружбы» получают медицинские услуги с доставкой на дом.
Вот палата дневного стационара, в ней три белоснежные кровати, тумбочки — все как полагается. На одной из кроватей под капельницей лежит житель микрорайона Владимир Коротаев. Спрашиваю, доволен ли он качеством обслуживания.
— Хорошо, однако! — отвечает он, хоть и лежит под капельницей.
— На что жалуетесь?
— Давление, однако, — коротко отвечает пациент.
Интересуюсь, коренной ли он житель Домодедова, ведь микрорайон «Дружба» новый — и в нем покупают квартиры в том числе и граждане из других регионов России.
Оказывается, лежащий под капельницей пациент сюда приехал из Республики Саха (Якутия), из таежного поселка.
Владимир Ильич жил и работал в 250 км от знаменитого на весь мир пос. Мирный, где добывают алмазы. В Подмосковье перебрался больше 10 лет назад по пенсионному возрасту. По части социалки там гиблое место, считает он, власть в основном только выкачивает богатства из-под земли, а для людей ничего не делает.
Скажем, в Якутии, чтобы получить квалифицированную помощь, нужно несколько часов лететь на самолете. А тут, в Домодедове, он в журнал сам записывается на удобное время посещения, проходит необходимые процедуры и возвращается домой. И не надо никуда лететь несколько часов.
— Седьмой день под присмотром врача, — говорит пациент. — Мне ставят капельницу, потом делают укол, потом еще раз осматривает врач. Осталось еще три дня для завершения курса лечения.
Само собой разумеется, во главе всех медицинских реформ стоят кадры, которые решают все. Сеть медицинских учреждений в городе расширяется, а где брать под нее специалистов? На зарплату нынешние врачи не ведутся, область — это вам не Москва. Хотя в Домодедове врачи получают 42–45 тыс. руб. в месяц.
Главное — квартирный вопрос. В 2012 году служебные квартиры получили 52 человека. В случае многолетней и плодотворной работы жилье им отойдет в собственность. В поселке Ям ведется капитальный ремонт здания под амбулаторию и общежитие на 30 малогабаритных квартир, в них также будут жить медицинские работники.
— Нам не хватает крупных медицинских центров, — считают в администрации округа. — Допустим, где строить травматологию? В области кипят споры, но все сводится к тому, что это будет Москва. Значит, вертолеты и посадочные площадки... А почему бы их не создавать в городах, которые на пересечении транспортных артерий? Это к вопросу о том, куда эффективней вкладывать федеральные деньги на модернизацию здравоохранения.