На днях во французской прессе вышло несколько публикаций о проблеме вокруг строительства Большого Парижа.
Этот проект подразумевает создание огромной агломерации, в которую войдет сама столица Франции и ее пригороды — Сен-Сен-Дени, Сен-э-Марн, О-де-Сен, Валь-де-Марн, Валь-д’Уаз, Эсон и Ивелин. На этих территориях проживают 11 млн человек. Шесть французских и четыре иностранные проектные компаний создали концепции развития Большого Парижа.
Главный посыл этих концепций: городской житель должен проводить минимум времени в транспорте и максимум на природе, а городские постройки и зеленые насаждения должны уравновешивать друг друга. В десяти проектах Большого Парижа, представленных архитекторами и градостроителями, большое внимание уделяется региональному развитию, а также объединению столицы и ее пригородов в единое целое. При этом все концепции настаивают на полицентрическом развитии агломерации: помимо старой столицы на территории Большого Парижа создается несколько ядер притяжения со своими офисными центрами, новыми музеями, театрами и симпатичным низкоэтажным жильем. Архитекторы подчеркивали, что их программы основаны на принципах энергосбережения и созданы в соответствии с Киотским протоколом о сокращениях вредных выбросов в атмосферу.
Как выяснилось, больше всего сегодня волнует французских журналистов и экспертов ситуация с финансированием проекта «Большой Париж». После того как президентом Франции стал социалист Франсуа Олланд, у многих появились опасения, что новый глава страны сократит расходы на расширение столицы. Этого не случилось, тем не менее нервозность среди тех, кто занят в проекте, сохраняется: несмотря на сильные позиции частного капитала во Франции, основным инвестором в таких крупных проектах остается государство.
Кроме того, французов очень волнует транспортная система будущей агломерации. Как и в Москве, в Париже существовала моноцентрическая модель развития города. Сейчас проектировщики бьются над созданием полицентрической метрополии, чтобы связать пригороды такой транспортной системой, которая позволит передвигаться между окраинами, не делая пересадок в центре. Кроме того, необходимо связать между собой три парижских аэропорта. Новый транспортный план предполагает постройку линий метро, прокладку дополнительных железнодорожных путей и модернизацию транспортных узлов, которые уже существуют.
В Париже запланировано строительство трех новых линий метро общей протяженностью 175 километров. На них заработает 57 станций, семь из которых будут соединены с железной дорогой TGV. Все это очень напоминает планы, намеченные и для Большой Москвы. С одной лишь разницей, что у нас финансирование транспортной модернизации продумано и внесено в бюджет. У Парижа, судя по оживленным дебатам в прессе, пока еще не все гладко в этой сфере.
Есть и еще одна общая проблема двух городов. И в Москве, и в Париже в связи с планами масштабного строительства серьезную озабоченность проявляют экологи. Недавно один из французских депутатов даже выразил беспокойство за судьбу проекта «Большой Париж», когда узнал, что его в правительстве будет представлять Сесиль Дюфло, возглавляющая объединенную партию французских экологов. Дюфло известна своим негативным отношением к самому проекту, она настаивает на его пересмотре в сторону сокращения строительства. Ясно, что такие новости вряд ли поднимают настроение проектировщиков и разработчиков.
Очень серьезные дебаты ведутся во Франции и вокруг проекта «Большой парижский экспресс» стоимостью в 32,4 млрд евро. Проект был представлен еще в начале прошлого года, и до сих пор идут его обсуждения и общественные слушания, отголоски которых постоянно попадают на страницы прессы.
Недавно французские депутаты, как левые, так и правые, подписали официальное обращение в правительство с требованием не пересматривать бюджет проекта «Большой парижский экспресс», финансирование которого не входит в проект бюджета-2013. Депутаты потребовали от государства четко подтвердить свои обязательства по этому проекту, от которого зависит развитие территорий, представляемых ими.
Как выразился в недавнем интервью префект региона Иль-де-Франс Даниэль Канепа, со строительством Большого Парижа им предстоит заново изобретать свой город. Похоже, в этом у обеих великих европейских столиц — Москвы и Парижа — общая судьба.