Эксперты подметили любопытные закономерности. Утренние потоки на радиальных магистралях «толще» вечерних, то есть утром в центр машины заезжают быстрее, чем выезжают из него вечером. Кроме того, после работы некоторые автомобилисты задерживаются в городе по делам или для того чтобы переждать пробки. Поэтому вечерний час пик обычно длится дольше утреннего.
Больше всего машин проезжает по радиальным трассам западного направления, а меньше всего - восточного. Казалось бы, на востоке и пробок должно быть меньше. Но нет - низкая пропускная способность обусловлена именно серьезными заторами.
- Величина потоков зависит не только от количества желающих проехать, но и от средней скорости движения, - объясняют авторы исследования. - Восточное направление движется с самой низкой скоростью, поэтому его трассы пропускают автомобили медленнее и пробки здесь продолжаются дольше всего.
Еще одно интересное наблюдение: одинаковые по ширине трассы ведут себя совершенно по-разному. Например, Ленинский проспект и Звенигородское шоссе за пересечением с Третьим транспортным кольцом по параметрам - словно братья-близнецы. Однако Ленинский проспект вечером пропускает из центра в полтора раза меньше машин: движение тормозится из-за большого количества светофоров.
Точно так же в утренний час пик по Мичуринскому проспекту в центр проезжает два раза больше машин, чем по Профсоюзной улице, хотя полос там столько же. Дело в том, что одна из полос Профсоюзной выделена под общественный транспорт. Но усугубляет движение отнюдь не это. Обособленная полоса во многих местах заставлена припаркованными автомобилями. В итоге она потеряна и для легкового транспорта, и троллейбусы-автобусы вынуждены залезать на «чужие» полосы.
Единственное, что не удивило специалистов, – ситуация на городских автомобильных кольцах. Здесь движение идет по всем законам транспортной науки. Утром по одному километру Садового кольца проезжает в среднем в два раза меньше машин, чем по километру Третьего транспортного. Объяснение простое: с 8.00 до 10.00 многие автомобилисты просто еще не успевают добраться до Садового. К вечеру же, когда люди едут с работы домой, количество автомобилей на Садовом возрастает, и интенсивность потоков на двух кольцах почти сравнивается.