Днем 28 октября свет в Москве не гас и перебоев с электроэнергией не было. Тем не менее, по данным столичных спасателей, в разных районах города под тяжестью снега повалилось более 20 деревьев. Правда, от их падения никто не пострадал. А вот из-за рухнувшего металлического навеса кафе пострадали две женщины. Как сообщили «МК» в МЧС, неприятность произошла примерно в 9 утра в кафе, расположенном рядом с Домом кино на улице Васильевской. Металлический тент не выдержал мокрого снега и повалился на головы двум сотрудницам заведения общепита. В здании находились и их коллеги, которые вызвали «скорую помощь», доставившую женщин в НИИ Склифосовского. У обеих сотрудниц кафе медики констатировали сотрясение мозга. Стоит отметить, что неприятности можно было и избежать: подобный тент должен использоваться лишь в летнее время года. Однако его почему-то никто не демонтировал до конца октября.
Подобное легкомыслие продемонстрировали и многие автомобилисты. В результате очереди в шиномонтажах побивают все рекорды, в некоторых местах на «операцию» стоит по десять (а то и больше) машин. Для справки скажем, что на переобувку одного автомобиля в среднем уходит 30–40 минут.
— Наплыв такой, что нам пришлось ввести у себя запись, — говорит работник шиномонтажа Иван. — Только так и работаем. У нас банально нет места держать в очереди десяток автомобилей. Они только на дороге встать смогут. Но тогда движение окажется перекрытым. Плюс к этому мы еще и рабочий день удлинили на час. Теперь работаем до 11 вечера. Соседи-гастарбайтеры круглосуточно вкалывают. Но делают все хуже.
ПРОГНОЗ
<p>В ближайшие дни погода ничем не порадует москвичей. Минимум до четверга средняя дневная температура будет колебаться в районе ноля градусов, сохранится облачность, пройдут осадки в виде дождя и снега.</p>Шиномонтажисты сделали себе компенсацию за «усердие». Цены выросли примерно на 100–150 рублей за переобувку одного диска (примерно на 20% по сравнению с прошлым годом). Теперь с водителя берут в среднем по две тысячи рублей за подготовку авто к зиме. Естественно, можно найти сервисы и дороже, и дешевле. Но халтурная балансировка колеса приведет потом к проблемам. При езде водитель будет чувствовать биение. Вибрации передаются на подвеску, что в свою очередь приводит к ее ускоренному износу. Некачественный сервис может обернуться еще дороже. Были случаи, когда на шиномонтаже портили шпильки, на которых держится колесо. При помощи пневмопистолета криво накручивали гайку. Делалось это, конечно, не специально, но водителю, «попавшему» на дорогостоящий ремонт, от этого не легче.
А как у них?
Случилось так, что мой начальник добирался из Варшавы в Москву в ночь с субботы на воскресенье (как замечено еще Шекспиром, стихийные бедствия не приходят в одиночку). Коллега был удивлен: в Польше снегу по колено; таджикских дворников-гастарбайтеров нет; субботний выходной — святыня. Поэтому сугробы никто не убирает, как и положено первому снегу, они активно тают. Но — нет луж.
Тайна чистоты кроется в различиях стандартов укладки дорожного покрытия в Европе и России. Евросоюз часто ругают за излишне жесткие, бюрократизированные стандарты. Когда начинают мерить кривизну огурцов, это действительно немного раздражает. Но для дорог жесткость оборачивается благом.
Дороги в Европе обязательно строятся скатом: середина всегда чуть-чуть выше боковин. Он настолько плавен, что незаметен на глаз, но вода по нему исправно стекает. Чтобы этого добиться, европейцы изменили профиль асфальтовых катков. В России по СНИПам тоже надо делать профиль «горкой». Но катки у нас прямые, поэтому не особо выходит. Да и нарушается технология сплошь и рядом.
Второе — дренаж, особенно на боковинах. В России при ремонте дорог снимают только асфальт (иногда лишь верхний слой). В Европе законодательно запрещено класть новый асфальт на старый: дренаж (крупный гравий, затем мелкий, затем песок) обязательно меняют вместе с дорожным покрытием.
Ну и третье: в Европе просто чаще чинят дороги, не допуская истирания и образования колейности. То и другое приводит к тому, что вместо «горки» на покрытии образуется впадина. По законам физики она заполняется водой, образуя лужу.
Какую резину выбрать?
Как правило, горожане колеблются между двумя вариантами: взять шипованную шину или с присосками. На льду шипы дают большую уверенность: лучше тормозят и маневрируют. Но только в том случае, если покрышка качественная. Шипы должны торчать на 1,5 мм. Если меньше — толку от них будет немного. На асфальте шипованные покрышки тоже дают преимущество по сравнению с присосками, но в снегу решающим фактором становится рисунок протектора.
Шины с присосками могут заинтересовать по двум причинам: первое — они дешевле шипованных, второе — в городе почти не уступают своим конкурентам. Так как у нас дороги заливают огромным количеством реагентов, наткнуться в Москве на настоящий гололед трудно. Хуже другое: химия сохнет дольше по сравнению с той же подсоленной водой. Это означает, что машинам приходится ездить по мокрому асфальту. В таких условиях решающим фактором является величина пятна контакта. То бишь площадь, которой шина касается дороги. Она зависит от того, насколько качественно отводится вода из-под колеса. На это влияют канавки на протекторе и так называемые ламели (мелкие z-образные углубления на рисунке). Чем их больше, тем в общем-то лучше. Если автомобилист не собирается покидать Москву — можно брать шины с присосками. Но при частых поездках в область советуем выбрать шипы.
Бытует миф, что зарубежные шины лучше, чем отечественные. На самом деле почти у всех производителей состав резины идентичен где-то на 90%. Главная же разница заключается в рисунке и экспериментах с оставшимися 10%. Разные компании применяют разные фирменные присадки.