Во всем мире давно существует такое понятие, как «пробковый сбор». Это когда потребитель приносит собственный алкоголь и платит «за пробку» (за бутылку). С человека потом просто удерживают незначительную сумму Cork Fee.
— В России, и даже в столице ресторанов, которые бы предоставляли такую услугу, единицы, — говорит директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя «Цифра» Вадим Дробиз. — При этом сумма сбора часто может быть дороже самого алкоголя.
Так, в одном из ресторанов на Олимпийском проспекте «пробковый сбор» за бутылку вина 0,7 литра составляет 500 рублей. Однако такую услугу его владелец ввел вовсе не потому, что очень хотел сэкономить деньги посетителей.
— Мы недавно открыли большой гастрономический зал, но пока еще не успели получить лицензию на продажу алкоголя, — поясняет пресс-секретарь ресторана Светлана Шошина. — Скоро в меню нашего бара появится спиртное, так что «пробковый сбор» станет просто неактуальным.
Тем не менее, по ее словам, возможность распить в ресторане какое-то свое эксклюзивное вино за полтысячи целковых у гостя останется.
Я тоже решила провести эксперимент. А вдруг рестораторы сжалятся и разрешат принести свое эксклюзивное с собой?
...Захожу в один из ресторанчиков недалеко от работы — на улице 1905 года. Сажусь за столик. Бутылка красного сухого в сумке.
— Могу я пообедать у вас со своей бутылочкой вина? — интересуюсь я у официантки, которая принесла мне аж три разных меню.
— Нет, у нас так не принято, — качает головой девушка. — Вы можете выбрать алкоголь из нашего ассортимента.
— Того, что хочу я, в вашем баре нет, — настаиваю я, пробегая глазами скудный список. — И тем более, закон ведь не запрещает гостю приносить спиртное с собой.
Официантка тушуется, после чего зовет администратора. Администраторша — белокурая «барби» — смотрит на меня как-то презрительно и с металлической ноткой в голосе повторяет: «Со своим в наш ресторан нельзя. Такие правила!»
— Я могу заплатить пробковый сбор, — делаю я последнюю попытку взять осаду. Но, видя удивленные глаза женщины (видимо, она о такой «фишке» даже никогда и не слышала), я понимаю: продолжать разговор бессмысленно. Закон ресторана — закон для клиента!
— В российском законодательстве нет прямого запрета на «алкоголь с собой», как нет и официального разрешения, — объясняет председатель коллегии адвокатов, бывший ресторатор Константин Трапаидзе. — В 171-м законе РФ, регламентирующем продажу алкоголя, такие нюансы не прописаны. Поэтому каждый ресторан сам решает, каким способом ему привлекать гостей.
Эксперт считает, что ресторанам в России, в том числе и в Москве, невыгодно идти на подобную уступку клиенту по нескольким причинам. Первая: именно алкоголь, а также чай, кофе и минеральная вода приносят основную прибыль. По словам Трапаидзе, стоимость бутылки спиртного в ресторане обычно в 2–3 раза выше, чем его оптовая цена. В розлив и в коктейлях «градус» выходит еще дороже. А на чай и кофе рестораны накручивают цены в 10, а то и 15 раз.
— На Кутузовском проспекте есть такой ресторанчик, где 5 граммов чая на чайник стоят 900 рублей, — приводит пример специалист. — Нетрудно посчитать, что 1 килограмм чая будет стоить 180 тысяч рублей...
В Европе такая сверхрентабельность в напитки не закладывается, поэтому большинство рестораторов не против алкоголя «с собой», особенно марочного, которого нет в их меню.
Согласен с Трапаидзе и Вадим Дробиз.
— Проблема в том, что российская культура и структура потребления кардинально отличается от западной, — говорит аналитик. — В европейских странах спиртное в кафе и ресторанах распивают около 35% населения (до кризиса этот процент был еще выше — до 45%). В России же алкоголь из-за его дороговизны в ресторанах могут себе позволить только 3% населения.
Но даже при таком положении дел наши рестораны, как правило, отказывают гостям в просьбе распить свою бутылочку. Объясняют они это очень просто: мол, не желаем платить штраф за алкоголь, который не учтен по накладным.
— На все спиртное в кафе и ресторанах есть документы, — объясняет президент Федерации рестораторов и отельеров России Игорь Бухаров. — Поэтому все неучтенное проверяющие органы могут расценить как незаконный оборот алкогольной продукции.
Однако Константин Трапаидзе не совсем согласен с такой формулировкой. По его мнению, торговый инспектор, если захочет, может поинтересоваться у гостя: где тот взял бутылку? И если человек ответит, что принес с собой, никаких проблем у владельца этого заведения не будет.
Сейчас члены Федерации рестораторов и отельеров России призывают бизнесменов начать двигаться по европейскому пути.
— Вводить в наших кафе и ресторанах деньги «за пробку» необходимо, — уверен Игорь Бухаров. — Просто делать это надо официально, нужно внести соответствующие изменения в законодательство.
Рестораторы уже высказали свои пожелания правительству Москвы. Так что последнее слово в этом вопросе остается за властями.