О том, что впереди платный участок дороги, указатели начинают информировать еще за 23 километра до него. Есть варианты объезда, однако никто не сворачивает, хотя чем больше машина, тем дороже проезд. Водители «Газелей» и прочего небольшого коммерческого транспорта должны раскошелиться на 45 рублей днем и 15 ночью. За проезд грузовика или автобуса приходится платить 60 и 20 соответственно. Для большегрузного транспорта — фур — цена 120 рублей днем, а ночью 40.
Перед пунктом оплаты проезда огромная пробка, встаем больше чем на полчаса. Куда ехать, как платить — непонятно. Кассирша также не может отвечать на вопросы. Минута задержки — просто побьют. Охранник Минтранса Андрей бегает от полосы к полосе, утихомиривая разъяренных граждан, говорит, что многие водители сильно ругаются на непродуманное нововведение.
Способы оплаты различные. Вот перед шлагбаумом останавливается серебристая «Тойота», водитель сует в автомат пластиковую карточку — проезд открыт. Шофер «Газели», приезжий из сопредельного государства, Сумбат технике не доверяет, расплачивается традиционно — наличными. «Почему нет карточки? — удивляется он. — Я просто на ней деньги коплю, так перечислять домой удобно, а тут можно и от мелочи избавиться, всего 45 рублей». Также на кассе при въезде можно купить специальную смарткарту, они удобны для водителей, которые будут часто ездить по «Дону».
Еще один способ оплаты — транспордер, это устройство можно взять в аренду за 50 рублей, приклеить на лобовое стекло, и деньги за проезд будут списываться автоматически. Электронные способы оплаты позволяют свести к минимуму время проезда через пункт взимания платы. Карту нужно просто приложить к считывающему устройству, а для проезда с транспордером достаточно просто снизить скорость, даже останавливаться не надо.
Старший продавец Анастасия Миклашова говорит, что электронные средства оплаты граждане покупают охотно, тем более что по выделенным полосам в ближайшем будущем проехать за наличные уже не получится. «Сейчас на трассе мы раздаем анонимные смарткарты, по ним может ездить кто угодно, главное, чтобы деньги были на счету. Потом же карты станут именными».
«В среднем время проезда через шлюз пунктов взимания платы при наличии смарткарты сокращается примерно в два раза, а при наличии транспордера — в 5–7 раз», — отмечается в сообщении государственной компании «Автодор». Электронные средства оплаты, приобретенные в пунктах продаж Московской области, действительны на других участках платных дорог страны. После проезда шлагбаума машины вылетают на хорошую асфальтированную дорогу.
Деньги небольшие, всего 30 рэ, а часть дороги хорошая, — считает водитель «Шевроле» Александр Суворов. — Вся Европа давно так ездит. Выезжая в командировки или на отдых за границу, я всегда беру машину в прокат. Так что это для меня не нововведение. А вот то, как это организовано, — безобразие: очереди огромные!
МЕЖДУ ТЕМ
Группа жителей Домодедовского района отреагировала на открытие платной дороги решением... создать суверенную республику на территории муниципального образования! Домодедовцы обратились к Европейскому союзу с требованием признать за ними право на самоопределение.
«Во-первых, теперь мы стали платить за проезд по дороге, по которой раньше ездили бесплатно, хотя ни качество дорожного полотна, ни количество полос не изменилось, — говорит председатель Ассоциации адвокатов России Евгений Архипов, он же член инициативной группы жителей Домодедова, — во-вторых, часть деревень, через которые проходит скоростная трасса, оказались отрезаны от нее, там нет съездов, и люди вынуждены ехать в Москву по Старо-Каширскому шоссе, которое и без того перегружено. Между жителями и «Автодором», который строит М4 «Дон», была достигнута договоренность, что их дома не трогают, трасса будет оборудована шумозащитными экранами и вообще дорожники проведут благоустройство деревни за свой счет. Но прошло 2 года, власти и представители «Автодора» забыли о своих обещаниях. Поэтому нам не остается ничего другого, как требовать право на самоопределение.