Вдоль дороги, ведущей от метро «Баррикадная» к зоопарку, стоят красные ограждения и строительная техника. Поскольку полностью перекрывать движение на улице нельзя, работы планируется вести на пятачках площадью 3–4 кв. м в четыре «захвата». В первый «захват» попал участок рядом с соседней Красной Пресней: там уже полностью снят асфальт с тротуаров и заканчивается демонтаж брусчатки. В техзадании написано, что старые камни нужно вынимать вручную, чтобы не повредить такие же старые коммуникации. Однако рабочие говорят, что это тяжелый труд, — не случайно местные булыжники назывались орудием пролетариата.
«Планы по замене дорожного покрытия, которое состоит из сплошных заплаток, появились еще в 2008 году, но из-за кризиса не были реализованы», — рассказали «МК» в пресс-службе префектуры ЦАО. В этом году на реконструкцию Баррикадной улицы бюджет выделил более 150 млн. руб. Дорожники предлагали по-быстрому закатать проезжую часть под асфальт: это было бы дешевле для города и удобнее для автомобилистов. Однако власти решили сохранить исторически сложившийся облик улицы. «Там будет укладываться брусчатый гранит», — сообщили в префектуре. От лежавших на мостовой природных булыжников этот гранит отличают стандартные размеры, правильная форма и более светлый серый цвет. С виду очень похоже на плитку, и именно так новое покрытие между собой называют рабочие.
Их отношение к реконструкции Баррикадной улицы корреспонденту «МК» выяснить не удалось: приезжие гастарбайтеры просто не поняли суть вопроса. Водитель припаркованной у обочины «Волги» безразлично пожал плечами. По его мнению, на пропускную способность дороги в большей степени влияет висящий напротив метро светофор, нежели брусчатка. «Но в принципе по плитке, конечно, ездить будет удобнее», — подумав, добавил он. «Зря они это делают, — считает координатор движения „Архнадзор“ Константин Михайлов. — Нужно ценить образы старого города, в Москве их не так много осталось». По его мнению, замена исторических булыжников однообразным гранитным покрытием не является насущной необходимостью: если какие-то участки Баррикадной пришли в негодность, их можно было заменить аналогичными природными камнями. Ну а забота о водителях — это вообще нонсенс. «Там всего несколько метров. Я много раз проезжал по этому кусочку и никакого неудобства не почувствовал», — говорит Михайлов.
В прошлом чиновники обещали сохранить историческую брусчатку с Баррикадной, чтобы впоследствии использовать ее при ремонте Красной площади. Но сейчас от этих планов отказались. «По проекту вся демонтированная брусчатка подлежит утилизации. Она отправляется на дробильный комплекс в Московской области», — уточнили в префектуре ЦАО. По словам представителя округа, новое гранитное покрытие в ходе реконструкции появится не только на проезжей части, но и на тротуарах. Все материалы пройдут специальную термообработку, что обезопасит их от обледенения зимой. В отличие от самой дороги покрытие тротуаров по предложению архитекторов, разработавших концепцию художественного мощения ЦАО («МК» писал об этом в номере от 16.08.2012), будет выполнено в красном цвете, а вдоль пешеходных зон установят металлические столбики с цепями. Общая площадь работ составляет 13,5 тыс. кв. м, на мощение которых потребуется порядка 675 тыс. камней.