Все мамы в гости будут к нам
Конечно, часть из таких пациенток попадает в столичные роддома вынужденно. Приезжает девушка из Узбекистана к нам на заработки, живет на съемной квартире — ни регистрации, ни права на социальное или медицинское обслуживание в столице. И если она вдруг забеременеет, с постановкой на учет в женскую консультацию возникнут проблемы. А вот в помощи в случае родов не откажут совершенно точно — особенно если явиться в роддом уже со схватками.
Однако значительная часть рожениц прибывает в Москву в рамках неофициальных «родильных туров». Объявлений о них не найдешь в Интернете: информация передается из уст в уста по сарафанному радио. Благо родственные связи у среднеазиатских народов очень крепкие, и на помощь друг другу они приходят по первому зову. Сегодня роды почти во всех странах Средней Азии принимают исключительно за деньги. А в столице России можно по-прежнему родить и даже пролечиться на халяву. Точнее, за счет средств городского бюджета, то есть московских налогоплательщиков. Правда, нужно знать некоторые тонкости.
Многим роженицам соотечественники строго-настрого запрещают сразу же говорить нашим врачам, что они знают русский язык. И те прикидываются «чайниками», когда их спрашивают: «Чем вы болеете?», «У какого врача наблюдались?», «Есть ли у вас инфекционные заболевания?» и пр. Зато уже перед выпиской «немые» пациентки вдруг начинают свободно говорить на великом и могучем.
Теоретически у каждой роженицы должна быть обменная карта — с данными не только об имеющихся хронических заболеваниях, но и с результатами анализов на ВИЧ, сифилис, ЗППП (заболеваний, передающихся половым путем), туберкулез. Если хотя бы что-то из т.н. социально-опасных заболеваний у будущей мамы выявляется, ее должны вести рожать в специализированный 36-й роддом. Однако у мигранток чаще всего нет обменной карты. И нет данных об анализах на ВИЧ, сифилис и проч. А у врачей не остается времени их взять. Точнее, технически возможно сегодня провести экспресс-анализ только на ВИЧ. Исследования на гепатит, туберкулез и многие другие заразные заболевания требуют времени.
Недавно в одну из палат рядового столичного роддома попала роженица из Средней Азии с открытой формой туберкулеза. Конечно, врачи, едва узнав об этом, сразу же перевели пациентку в отдельный бокс, однако какое-то время женщина провела в непосредственной близости от других мамочек и их новорожденных детей. И вот теперь полсотни мам с грудничками, которые находились в родильном отделении в тот период, наблюдаются у фтизиатра. Медработники тоже проходят обследования.
Приезжие совсем страховки потеряли
По данным Департамента здравоохранения города Москвы (ДЗМ), в последние годы количество иногородних и иностранок, рожающих в столице, стремительно растет. Конечно, растет и общая рождаемость (например, в 2005 году в городе принято 90 739 родов, а в 2011-м — уже 120 941 и 62 000 родов принято за текущие полгода). Однако рожающих у нас иностранок и иногородних также становится больше. По данным отдела по госпитализации иногородних и иностранных граждан ДЗМ, с 2005 по 2011 годы количество пациенток из других городов и стран, получивших помощь в московских стационарах по профилю «акушерство и гинекология», увеличилось на 60%! Большое количество иногородних и иностранных поступают в родильные дома по каналу «самотек» из Московской области, городов РФ, стран СНГ. Что касается рожениц из СНГ, то их удельный вес за какие-то 6 лет серьезно изменился: если в 2005 году преобладали граждане Азербайджана и Украины, то в 2011 году — Киргизии, Азербайджана, Таджикистана и Украины.
Сегодня «неместных» в среднем 32% от общего числа рожающих, однако в некоторых клиниках — существенно больше. К примеру, в родильном отделении инфекционной больницы № 36 из 45 рожениц — 30 «сами неместные». Как рассказал обозревателю «МК» главный специалист по инфекционным болезням столицы Николай Малышев, в акушерском отделении инфекционной больницы № 1, которую он возглавляет, 40% рожениц составляют приезжие, в основном мигранты из Средней Азии.
— Конечно, такие роженицы были у нас всегда, особенно после развала Советского Союза, однако в последние годы их стало очень много. К нам попадают только роженицы с инфекциями, и брать мы обязаны всех, независимо от наличия полисов ОМС или прописки. Так что у наших пациенток самые разные диагнозы: начиная от респираторных инфекций или паразитов до острых гепатитов. Часть пациенток попадает в нашу больницу по «скорой», а те, кто поумнее, едут к нам целенаправленно, зная все нюансы оказания помощи в нашей больнице. Они знают, что с хроническим гепатитом мы не можем не взять. Да что там — есть женщины, которые рожают у нас не по одному разу. И многие до родов нигде не состоят на учете. Лечиться в наше отделение едут даже женщины с небольшим сроком беременности — у нас условия хорошие, а в «скорой» всегда можно сказать «я беременная», даже если срок совсем маленький, — говорит Николай Александрович.
Ежемесячно в московских клиниках принимают роды у 600–800 приезжих из Средней Азии. Ежегодно — около 10 тысяч. Конечно, московские власти пытаются поставить заслоны на пути «халявных родов». К примеру, если до 2011 года дамы на сносях из других государств могли прикрепиться к московским консультациям для наблюдения совершенно бесплатно, и ведение их беременностей полностью оплачивал столичный бюджет, то теперь эта лавочка прикрыта. Теперь вступил в силу закон, предлагающий иностранным гражданам получать плановую медицинскую помощь за счет личных средств, средств принимающей стороны, ДМС, спонсоров и т.д. Дураков, соглашающихся выполнять этот закон, немного. Ведь экстренная и неотложная медицинская помощь оказывается бесплатно всем независимо от гражданства и наличия полиса ОМС.
— Среди беременных, имеющих иностранное гражданство, довольно высок процент хронических больных, и медпомощь им можно оказывать преимущественно в акушерских стационарах многопрофильных больниц, имеющих отделения взрослой и неонатальной реанимации. Однако такие больницы у нас работают в системе обязательного медицинского страхования, а оплата по системе ОМС за оказание медицинской помощи иностранным гражданам во время беременности и родов не осуществляется. Приходится компенсировать затраты на их лечение опять же из городского бюджета, — говорят в Департаменте здравоохранения.
— Мы оказываем помощь всем, но у рожениц из иностранных государств, поступающих к нам, часто нет никаких документов: полисов, страховок. Нет договора между государствами, на основании которых можно было бы потом компенсировать затраты московского бюджета. В итоге предназначенные на медпомощь москвичей деньги расходуются и на иностранцев. Когда мы выезжаем за рубеж, обязательно покупаем медицинскую страховку. В Москву же, получается, можно приезжать за бесплатной медпомощью безо всякой страховки, — говорит главврач столичного роддома № 36 Александр Митичкин.
Отдельная проблема — оказание специализированной помощи новорожденным иностранных мам. Зачастую они рождаются недоношенными, с врожденными патологиями, входят в группу риска по развитию различных заболеваний, которые могут передать им матери. И нередко такие дети подолгу занимают койки в отделениях неонатальной реанимации родильных домов или детских больниц. А это тоже недешево. И за это платят те же самые московские налогоплательщики.
При этом в структуре «отказных детей» из московских родильных домов ежегодно треть составляют дети, рожденные гражданами ближнего и дальнего зарубежья. Наибольшее количество — из Киргизии, Таджикистана, Узбекистана, Молдовы и Украины. Хотя общее количество детей, от которых отказываются матери, слава богу, снижается. В 2005 году таких случаев было 580 (из них — 261 — дети приезжих, в том числе 137 — иностранок); то в 2011 году отказались от детей в родильных домах всего 330 женщин, иностранцев — 96 (29%).
Ирина Калиновская, начальник отдела организации медицинской помощи матерям и детям Департамента здравоохранения Москвы:
—— Поступающих на роды иностранных граждан сейчас безотказно принимают все родильные дома — как отдельно стоящие, так и в структуре многопрофильных больниц. Наибольшее число родов у иностранок приходилось на родильный дом ГКБ № 36, т.к. согласно приказу Департамента здравоохранения данный стационар предназначен для госпитализации беременных без медицинской и юридической документации, с воспалительными заболеваниями, не обследованных, страдающих онкологическими заболеваниями, после нелегальных абортов и пр. Родильный дом ГКБ № 36 закрывается на капитальный ремонт с 1 сентября 2012 года, госпитализация будет проводиться в ГКБ № 68 и обсервационных отделениях всех работающих родильных домов. Иностранным гражданам даются устные и письменные разъяснения о порядке амбулаторного наблюдения на платной основе. Напоминаю, что в соответствии с ФЗ № 323 плановая медицинская помощь иностранным гражданам оказывается за счет личных средств, средств принимающей стороны, ДМС, иных законных источников.
Миграция как эпидемия
Проблеме влияния внешней миграции на эпидемиологическую обстановку в столице было посвящено недавнее заседание Общественного консультативного совета при УФМС России по Москве. По данным директора одного столичного медицинского центра Всеволода Храмцова, страдающих такими опасными инфекционными заболеваниями, как туберкулез, СПИД, сифилис, гепатит, среди приезжих в несколько раз больше, чем среди москвичей. Однако реальных данных о состоянии их здоровья почти нет: диагнозы выясняются, в основном когда иностранцы попадают в наши стационары во время обследований. Но и это не гарантия их дальнейшего лечения, так как к врачам они не ходят, а по указанным адресам зачастую не живут. Многие мигранты боятся проходить повторное обследование и покупают липовые медицинские книжки (по экспертным оценкам, 20–30% этих книжек в Москве — чистая липа).
«Сотни диагнозов по туберкулезу и другим заболеваниям мигрантам ставятся вне больницы, зачастую после смерти, у многих болезнь развивается и приводит к летальному исходу в течение года. Это ведет к заражению многих людей, с которыми больные вступают в контакт», — говорит Храмцов.
Сегодня иностранные рабочие, въезжающие в РФ в безвизовом режиме, не обязаны представлять справку о своем здоровье сразу после появления в стране и могут не проходить медицинское обследование, находясь в поисках работы до 90 суток. И это при том, что, по экспертным оценкам, каждый седьмой из них болен различными инфекционными болезнями, а около 3% — туберкулезом. Если временный трудовой мигрант получает право на работу в Москве по патенту (а такие работают ремонтниками, нянями и пр.), он теряет право на бесплатную медицинскую помощь, если не приобретает медицинский полис сам. Именно таким людям нередко оказывают помощь по экстренным вызовам за счет средств столичного бюджета. «Такими темпами к 2020 году мы будем тратить на лечение мигрантов 20% бюджета, выделенного на здравоохранение; число поддельных документов дойдет скоро до 60%, а заболеваемость среди мигрантов в 20–30 раз превысит среднероссийскую», — считает Храмцов.
Доктор уверен, что необходима база по обследованию зарубежных мигрантов, нужен универсальный медицинский полис приезжего, по которому иностранным гостям смогут оказывать помощь в любом регионе страны. Неплохо было бы создать и специальные медцентры для обследования иностранных работников. И еще — единый электронный банк данных медицинских заключений, выданных иностранцам в России. Эксперты также предлагают обязать частные клиники, если те выявят у иностранцев социально-опасные инфекции, предоставлять данные о них в соответствующие органы (сегодня делать это никто не обязан!).
— Нужна единая база при въезде в Россию, чтобы те, кто не желает лечиться, уже никогда не могли вернуться, ведь от них исходит реальная опасность, — говорит начальник отдела Роспотребнадзора Москвы Татьяна Иванова.
Если не принять экстренные меры, через несколько лет Москва может захлебнуться в инфекционных заболеваниях. Пока же масса лазеек в наших законах позволяет сделать столицу России одним из самых привлекательных в мире мегаполисов, где можно безнаказанно заражать всех подряд, а в случае чего — пролечиться или родить совершенно бесплатно.