Этим летом ГУП «Московский метрополитен» объявил три конкурса на уборку станций и внутренних помещений. Стартовая цена договоров колеблется от 197 млн. до 227 млн. рублей. За эти деньги победитель каждого конкурса в течение года должен будет поддерживать чистоту примерно на 50 станциях. По имеющейся информации, заявки на участие подали около 15 столичных клининговых компаний.
Три из них («Эко-клин сервис», «М-клининг технолоджи» и «ГринЛайн-клининг») заподозрили, что контракты разыгрываются нечестно. По заявлениям бизнесменов, в конкурсной документации сказано, что моющие средства, которыми надо будет пользоваться, должны иметь ряд сертификатов. В том числе и от Центра по сертификации продукции на транспорте. Как считают коммерсанты, под нормативы попадают лишь средства немецкой химической компании Johannes Kiehl KG. Эксклюзивным же поставщиком этой продукции является одна организация — «Профф Лайн».
По стечению обстоятельств бывшим хозяином этой структуры является нынешний советник главы метрополитена Дмитрий Шмаров. Последний, правда, уже год не владеет «Профф Лайном». Но, как подозревают представители клининговых компаний, г-н Шмаров продолжает поддерживать интересы своей бывшей фирмы.
Не дожидаясь объявления результатов конкурса, «Эко-клин сервис», «М-клининг технолоджи» и «ГринЛайн-клининг» попросили вмешаться в эту ситуацию прокуратуру.
С первого взгляда позиция руководства подземки выглядит неприглядно. Но только в том случае, если утверждения участников конкурса соответствуют действительности. Между тем главе столичного метро Ивану Беседину (не без помощи г-на Шмарова) удалось добиться определенных результатов в области уборки. Так, в 2011 году уже был проведен первый конкурс на обслуживание 37 станций. В итоге цена договора составила почти 127 млн. рублей. Предыдущий контракт (уборка этих же 37 станций с 2010 по 2011 год) обошелся подземке более чем в 300 млн. рублей. При новом руководстве экономия составила 57%.
«МК» удалось встретиться с Дмитрием Шмаровым и узнать его видение скандала. Оказалось, что метро долгие годы значительно переплачивало за уборку на станциях.
— Начну, пожалуй, с предыстории, — говорит г-н Шмаров. — С 2003 по 2008 год клининговые услуги подземке оказывал холдинг компаний под брендом «Sorma». У этой компании была одна любопытная особенность — все контракты всегда доставались только ей. Метрополитен же был единственным клиентом организации. Нигде больше «Sorma» не работала. В 2008 году организация распалась на несколько более мелких компаний: «Эко-клин сервис», «М-клининг технолоджи», «ГринЛайн-клининг», «МСС-клининг» и др. Первые три продолжили выигрывать конкурсы на уборку станций. Последняя занялась обслуживанием административных зданий метрополитена. Примечательно, что у большинства этих структур даже адрес остался один на всех — Открытое шоссе, 6а, стр. 11.
По словам нашего собеседника, назвать существовавшую с 2003 года систему клининговыми услугами по-настоящему нельзя. Дело в том, что организации только предоставляли своих сотрудников. Все же расходные материалы, химикаты, оборудование метро покупало за свой счет. Примечательно, что подземка уже более 10 лет пользуется моющими средствами компании Johannes Kiehl KG. Только раньше перевозчик сам централизовано закупал этот состав и передавал «Sorma». Угадайте, кстати, кто до 2007 года был эксклюзивным поставщиком в Россию этой немецкой продукции. Правильно, «Sorma».
— У германской организации есть принцип — в каждой стране они сотрудничают с одним поставщиком своего товара, — говорит Дмитрий Шмаров. — В 2007 году мне удалось убедить производителя работать со своей фирмой. «Sorma» продавал моющие средства только метрополитену, я же предложил их всему рынку.
По словам советника Ивана Беседина, некорректно говорить, что требуемым в конкурсной документации сертификатам соответствует только продукция компании Johannes Kiehl KG. «Я могу вспомнить как минимум трех производителей, которые смогли сертифицировать свой товар по нужным правилам. Плюс к этому надо сказать, что немецкий завод и так является лидером по производству моющих средств для клининговых компаний. Его продукцией пользуется чуть ли не две трети мирового рынка», — добавил Дмитрий Шмаров.
Одним из принципиальных решений, принятых г-ном Бесединым, стал отказ от старых принципов уборки. Теперь перевозчик сам ничего закупать не будет. Клининговая компания полностью берет на себя все расходы. Новый контракт это подразумевает. А чтобы не было нарушений со стороны исполнителей, в документе прописываются все нюансы уборки: инвентарь, которым надо пользоваться, требования к химическим средствам и т.д.
— Нельзя сказать, что метрополитен отстаивает интересы только одного немецкого производителя, — говорит г-н Шмаров. — Во-первых, все нужные сертификаты имеются у разных заводов, а не только у Johannes Kiehl KG. Во-вторых, без четко прописанных требований мы могли бы получить халтуру. А если уборщик вместо хороших моющих средств и дезинфектантов будет пользоваться водой с мылом? Нам всегда смогут ответить, что в контракте не указано, чем они обязаны мыть станции. В конце концов мы могли оставить все как есть, продолжая централизованно закупать моющие средства. Как было в течение 10 лет. И никто тогда бы не возмущался.
Представители «Эко-клин сервис», «М-клининг технолоджи» и «ГринЛайн-клининг» заявили, что у них есть действующие контракты на уборку метро, но по их станциям метрополитен уже объявил конкурс. Все так, но и для этого решения у г-на Беседина были основания. Дело в том, что новой администрации подземки так и не удалось оперативно найти информацию, на каком основании «наследницы «Sorma» получили свои контракты. Есть опасение, что договоры заключались вообще без всякого конкурса.
Собственно говоря, весь процесс затеян с целью снижения издержек. В 2011 году с новым договором на 37 станциях сэкономили более 173 млн. рублей. Тогда свое место потеряла тоже одна из компаний, образовавшихся после деления «Sorma». На ее место пришла обычная рыночная организация, не имевшая многолетних связей с подземкой.
Логично ожидать, что после проведения конкурса по 150 станциям метрополитену удалось бы сэкономить до 500 млн. рублей. На эти деньги стоимость проезда можно было бы не поднимать еще лет пять. После обращения коммерсантов в прокуратуру 3 августа Центр проведения конкурсных процедур при метрополитене решил торги отменить. Неясно пока, чем закончится эта история. Вероятно, разбирательство будет тянуться так долго, что у «Эко-клин сервис», «М-клининг технолоджи» и «ГринЛайн-клининг» и так закончатся сроки действия договоров в 2013 году. Тогда метро проведет уже не внеочередной, а рядовой конкурс. Но денег-то сэкономить не получится.
Впрочем, как нам стало известно, метрополитен хочет в ближайшее время объявить новые конкурсные процедуры. Только на этот раз отвечать за процесс будут другие лица. В подземке надеются, что во второй раз все удастся довести до конца.