Городские власти рассматривают «новую Москву» как площадку для наращивания строительства и возвращения к докризисным объемам. «Новые территории дают новые возможности для коммерческого строительства и для жилищного строительства. Надеюсь, от этого выиграют как коммерсанты, которые создают свой бизнес, строят офисы, так и жители Москвы, которые получат жилье», — сказал мэр во вторник журналистам. Планами, которые имеются на территории «новой Москвы», пока утверждено строительство 30 млн. кв. м жилья. Однако, по мнению Сергея Собянина, потенциал застройки этих земель значительно выше — до 100 млн. кв. м. Это открывает большие перспективы перед столичным стройкомплексом, возможности которого внутри «старой» Москвы ограничиваются 2 млн. кв. м, тогда как в Московской области ежегодно возводится 7 млн. кв. м. «Мы строим 0,2 кв. м на человека. По обеспеченности жильем мы тоже далеко не выдающиеся. На сегодня — 19 кв. м на человека, тогда как в среднем по России — 21 кв. м. Отстаем и от других мегаполисов мира. Поэтому жилье, конечно, надо строить», — подчеркнул столичный градоначальник.
Его заявления наглядно иллюстрируют данные Мосгорстройнадзора об объемах строительства жилья в первом полугодии 2012 года. Кремль любит оценивать эффективность работы региональных властей по их умению решать актуальный для жителей «квартирный вопрос», и тут Москве, как оказалось, пока похвастать нечем. По подсчетам экспертов, ввод жилья в столице по сравнению с первым полугодием неудачного, как считалось, для строителей 2011 года, снизился еще на 27,8%, до 630 тыс. кв. м. Вернуться к прежним показателям (напомним, что до кризиса и изменения градостроительной политики в городе строилось 4–5 млн. кв. м новостроек) поможет «новая Москва», однако полностью избежать ревизии своих планов застройщикам не удастся. «Мы должны посмотреть, что там за проекты созданы, насколько они соответствуют существующему законодательству, как они вписываются в существующую инфраструктуру, насколько они допустимы вообще к строительству, чтобы не создать коллапс социальный или инфраструктурный», — пояснил Собянин, отметив, что, если «все в порядке, ради бога, пусть строят».
Помимо жилья власти рассчитывают, что на новых территориях появятся места приложения труда: эта задача должна решаться в рамках создания административного, делового, финансового и инновационных кластеров. Пока об их расположении в «новой Москве» мало что известно — чиновники ждут предложений урбанистов, работающих над концепцией развития московской агломерации. «Понятно, что в Сколкове будет инновационный центр, Троицк рассматривается как научный кластер, а Рублево-Архангельское — как крупный административно-финансовый центр», — говорит Собянин. Рядом с Рублево-Архангельским, на землях СП «Успенское», может быть построен «посольский городок». «В Москве нормальных площадей для реализации этого проекта не существует. Эта же территория дает возможность размещения диппредставительств иностранных государств», — сказал он.
Что касается парламентского центра, то отдельно в Коммунарку или куда-либо еще его, по мнению градоначальника, выводить не имеет смысла. «И для Москвы, и для федеральных ведомств было бы плюсом, если бы мы создали отдельный правительственный центр, в котором сосредоточились бы министерства, ведомства и парламентский центр», — считает мэр. Конкретные предложения по этому вопросу должны появиться осенью. Не возражает Собянин и против озвученной ранее Сергеем Шойгу идеи о перебазировании столичных предприятий за МКАД, в частности, на новые территории. Однако насильно эту политику Москва проводить не собирается. «У нас есть предварительные договоренности, — признает градоначальник. — Но это не означает, что все предприятия, которые есть в промышленных зонах, в случае их закрытия обязательно поедут туда. Они поедут туда, куда им выгоднее». Но город, конечно, будет делать все возможное, чтобы не растерять свой промышленный потенциал и — как следствие — налоговую базу, от которой зависит столичный бюджет.
Уже в этом году город приступил к строительству социальных объектов в «новой Москве», а со следующего года там начнет реализовываться масштабная транспортная программа, рассказал Собянин. «Мы предполагаем уже в этом году приступить к проектированию реконструкции Калужского шоссе, а в следующем году начать реальные работы», — уточнил он. Напомним, что трассу планируется сделать 8—10-полосной и построить на ней не менее 4–6 развязок для связи с будущими «центрами роста». При этом Калужское шоссе получит выход не только на МКАД, которая на юго-западном направлении становится внутригородской дорогой, но и на Ленинский проспект. Таким образом власти хотят реализовать идею создания скоростного хайвея, связывающего центр Москвы с ее далекими окраинами. Метро, по словам градоначальника, зайдет на присоединяемые территории не дальше чем на 5–6 км, а основным видом транспорта в «новой Москве» должна стать электричка. Основная цель чиновников — добиться, чтобы пригородный транспорт работал в режиме городского: поезда курсировали с интервалом 5–7 мин, и пассажирам в них было удобно. «Это задача не только для „новой Москвы“, но и для всех железнодорожных направлений», — уточнил Собянин. Уже достигнута договоренность с РЖД о совместной реализации и софинансировании этого проекта, общая стоимость которого оценивается в 140–170 млрд. руб.
Градоначальник подчеркнул, что московские власти намерены реализовать все намеченные транспортные проекты, даже если для этого придется обратиться к кредиторам. «Мы последние два года ничего не занимали, а наоборот, рассчитывались по долгам. Текущие долговые обязательства (240–250 млрд. руб. — Е.Е.) низкие для бюджета в полтора триллиона рублей, поэтому есть все возможности заимствования денег на рынке, в первую очередь под инфраструктурные проекты, строительство метрополитена», — отметил мэр. Он не исключил, что при ухудшении экономической конъюнктуры (т.е. прогнозируемой волне кризиса) отдельные госпрограммы могут быть скорректированы, но крупных сокращений программы бюджетных инвестиций пока не ожидается.