— Вы бы приехали к нам и посмотрели, в каком состоянии находится Серпуховский кремль, — досадовал по телефону Павел Стенчев, один из той самой троицы, затеявшей скандальную генеральную уборку у внешней стороны сохранившихся фрагментов стены. — Он на глазах разрушается, а никому нет дела. Мы подумываем о создании общественного объединения по восстановлению этого памятника, а для начала решили хотя бы облагородить территорию, очистив ее от мусора.
Когда Павел и его друзья озвучили подробности своей «очистительной» миссии перед сотрудниками городского управления культуры, спорта и работы с молодежью, их выслушали и кивнули в сторону Серпуховского историко-художественного музея. Мол, это его «заповедные территории». Музейные работники тоже обеими руками открестились от объекта, указав на то, что Соборная гора якобы в собственности у местной церкви. Священник Троицкого собора отец Сергий выслушал молодежь и благословил на труд. Дело-то благое! Прибавил уверенности в том, что никакого вреда памятнику причинено не будет, приглашенный со стороны эксперт — архитектор-реставратор из Пущина.
Две недели «спасательный отряд» не знал ни сна, ни отдыха, каждый день выделяя по нескольку часов на санитарное «окучивание» кремлевских руин. Однако мусор не поддавался просто так — его приходилось выкорчевывать из земли с помощью штыковых лопат, а внизу «уборщиков» ждал новый «культурный» слой консервных банок и сигаретных бычков...
Иными словами, добросовестные работники и сами не заметили, как в пылу усердия вкопались в землю практически на метр.
Когда плоды трудов праведных увидели специалисты, то пришли в священный трепет. Итоги экспертизы, выполненной центром архитектурных исследований «Куликово поле», подтвердили дурные предчувствия: гражданская инициатива разрушила культурный слой на территории в 60 кв. м, попутно оголив фундамент каменной крепостной стены. Если все оставить как есть, велика вероятность разрушения фундамента, а вместе с ним и гибели памятника. На объекте необходимо провести консервационные работы. Сумма причиненного ущерба, которую, кстати, собираются взыскать с горе-копателей, оценивается в 2 миллиона 309 тысяч рублей.
— Материалы по этому делу направлены в прокуратуру, — сообщили нам в министерстве культуры Московской области. — Уничтожение и повреждение объектов культурного наследия подпадают под 243-ю статью Уголовного кодекса, которая предусматривает наказание от штрафа до лишения свободы сроком до 2 лет.
— А кто вообще должен следить за «Стенами кремля» и Серпуховским городищем, отвечать за их состояние?
— Оба эти объекта относятся к памятникам федерального значения, но данных о том, кто их собственники, у нас нет.
Впрочем, как тут же выяснилось, это вполне типичная для Подмосковья ситуация. Таких бесхозных памятников в области десятки, если не сотни. Неразбериха возникла еще в 2008 году, когда министерству культуры Московии передали часть полномочий по государственной охране культурного наследия федерального значения, а вместе с ней более полутора тысяч объектов. Но передали из рук вон плохо — «паспорта» на «наследие» с указанием собственников, арендаторов или пользователей памятников во многих случаях отсутствовали. Процесс их выявления, по разным причинам, растянулся на годы. А пока не вышли из тени конкретные опекуны конкретных культурных объектов, не может идти речи о реставрации. Более того, за часть федеральных памятников по-прежнему отвечает государство в лице Росимущества. Это оно де-юре должно найти арендатора или пользователя, прикрепить к нему объект и обязать проводить реставрационные работы.
Но де-факто государство у нас по одну сторону глухой стены, а памятники культуры и вот такие вот наивные их защитники — по другую.