Стоянка «АвтоИвановец» — типичный московский гаражный кооператив, состоящий из нескольких сотен зеленых металлических гаражей. Расположена она в 50–100 метрах от развязки МКАД с шоссе Энтузиастов. В свое время городские власти объявили подобные гаражные комплексы анахронизмом, справедливо обвинив их в нерациональном использовании дорогой московской земли. Ивановцы спорить не стали: действительно, анахронизм. Готовы предложить городу свой план реорганизации.
— Наша автостоянка была основана еще в 1979 году по решению Перовского исполкома, — рассказывает председатель ГСК «АвтоИвановец» Иван Антонович Литовченко. — Гаражи строили за счет собственных средств, землю оформили в аренду, заключили договора. Последний раз продлить аренду удалось в 1999 году — сроком на три года. После этого вышло негласное распоряжение московских властей о том, чтобы гаражным кооперативам аренду на землю не продлевали. И тогда мы решили пойти другим путем. Провели собрание, создали ГСК «АвтоИвановец» и стали собирать документы на строительство современного многоэтажного гаражного комплекса боксового типа.
Ивановцы нашли строителей и инвестора. Труда это не составило, ведь среди членов кооператива немало влиятельных людей — бывшие военные и сотрудники спецслужб, бизнесмены.
— По закону кооператив имеет право собрать средства, пригласить строителей и построить собственный гараж по утвержденному проекту. Город контролирует безопасность строительства, следит, чтобы мы никого не ущемили, — говорит Литовченко.
Почин жителей охотно поддержала районная управа — в префектуру было направлено письмо с просьбой выделить под строительство гаражного комплекса участок земли размером около 0,4 га на том самом месте, где и располагалась автостоянка. По расчетам «автоивановцев», члены кооператива вполне могли сэкономить при строительстве по 100 тысяч рублей на каждом машиноместе, при том, что возводить предполагали закрытые боксы со стенами и воротами.
Начался процесс сбора документов, а их потребовалось немало. В январе 2012 года «автоивановцы» подошли к завершающей стадии подготовительного процесса. Осталось оформить ГПЗУ (градостроительный план земельного участка) и пройти ГЗК (градостроительную земельную комиссию) — и можно приступать к застройке.
Однако именно здесь и началось непонятное торможение. Откуда ни возьмись, к председателю стоянки стали приходить неизвестные люди с ультимативным предложением уступить место. Они называли себя представителями префектуры ВАО и убеждали отказаться от самостоятельной застройки.
Нетерпение стала проявлять и префектура округа. Председателя гаражников вызвали «на ковер» и потребовали незамедлительно приступать к строительным работам, не дожидаясь выхода документов: мол, сроки поджимают. А в конце мая как снег на голову пришло письмо из Москомстройинвеста. В нем сообщалось, что плотность застройки на данном участке не позволяет возводить гаражный комплекс в указанном месте, да и договор аренды на проектирование и строительство оформлен неправильно.
— Наши документы прошли десятки государственных инстанций, согласований, утверждений, и нигде нам не сказали, что допущена ошибка или что-то сделано с нарушением закона, — возмущается член кооператива «АвтоИвановец», генерал-лейтенант Владимир Михайлович Гладышев. А бывший сотрудник спецслужб Сергей Епифанов добавляет:
— На примере наших гаражей можно легко убедиться, что коррупция у нас неистребима: если чиновник не получает отката, он чувствует себя ограбленным!
«Автоивановцы» написали письма в приемную Президента России, мэра Москвы и в редакцию нашей газеты. Резонанс получился неожиданным и пришел как будто сам собой. Ну, бывает же такое, что загадаешь желание, а оно вдруг — раз! — и сбудется. Чуть больше десяти дней назад руководитель столичного ведомства, занимающегося регулированием в области долевого строительства, — того самого «Москомстройинвеста», — Константин Тимофеев высказался в поддержку инициативных граждан, решившихся возводить гаражные комплексы собственными силами. Он сообщил, что программа «Народный гараж» сегодня нуждается в пересмотре, и строительство гаражных стоянок силами самих граждан может в этом случае стать прекрасным дополнением к ней или ее альтернативой.
Что касается инициативы «автоивановцев», то о ней руководитель столичного ведомства не упомянул. Между тем других примеров столь последовательного, настойчивого и реального стремления строить гаражные комплексы собственными силами в Москве пока не наблюдается.
Тем временем документы «автоивановцев» по второму кругу прошли рабочую группу Градостроительно-земельной комиссии (ГЗК). На этот раз недочеты и недоработки, из-за которых они в первый раз не попали на подпись мэру, показались чиновникам не столь существенными.
— Решения рабочей группы мы не разъясняем, — прокомментировала этот круговорот документов пресс-секретарь «Москомстройинвеста» Татьяна Косарева. — Значит, недочеты имели технический характер, и теперь они устранены. Ожидайте решения ГЗК. Могу лишь отметить, что мы стараемся всячески поддерживать инициативных граждан, поэтому есть все основания полагать, что вопрос решится в пользу ивановцев.
Аналогичную поддержку «инициативных граждан» подтвердили и представители префектуры ВАО:
— Земельный участок под стройку мы им предоставили и ничего не имеем против, наоборот, обеими руками «за», — комментирует ситуацию начальник отдела гаражного строительства префектуры ВАО Наталья Дуненкова. — Гаражи нашему округу действительно очень нужны, да и городу от этого строительства только реальная польза.
Тем не менее начало строительных работ для «автоивановцев» опять переносится на неопределенное время. Они все еще верят в то, что справедливость восторжествует. Может, так оно и будет?
МЕЖДУ ТЕМ
В Госдуму внесен законопроект о легализации ГСК советской эпохи и законных прав на дальнейшее целевое использование «гаражной» земли. Разработчик документа, депутат Андрей Скоч так поясняет свою инициативу:
— Законопроект разрешает упрощенную госрегистрацию гаражей для участников гаражных и гаражно-строительных кооперативов. Проблема касается сотен тысяч людей и тянется с советского времени. В большинстве случаев землю выделял какой-нибудь районный совет депутатов, а гаражи автолюбители строили сами. То есть гараж фактически есть, а из документов на него — только пожелтевшая бумажка несуществующей организации. О регистрации в обычном порядке говорить бессмысленно: и Дон Кихот устанет. Гаражи без права собственности трудно продать или передать в залог, застраховать или оформить в наследство. В минусе и государство, которое теряет налоговый прибыток. В то же время неопределенность в вопросах собственности поощряет правовой нигилизм. Амнистия же поможет избавиться от очевидного «хвоста» советской эпохи, не нарушив при этом интересов граждан.