"В перспективе Томилино ждет экономический расцвет, — уверен заместитель главы администрации Вадим Лапицкий. — Мы предлагаем организовать здесь особую экономическую зону, превратить поселок в кластер наподобие Сколково.
Вот, например, в планах строительство линии легкого метро. Правда, в поселке с 30 тысячами населения идея собственного метро выглядит довольно абсурдно. Но чиновников это не смущает: согласно генплану численность жителей в поселении Томилино через 20 лет увеличится в 2 раза. Такой стремительный прирост населения чиновники прогнозируют неспроста: 60,4% всех новостроек в поселке отведено под многоэтажное строительство, комплексной разноэтажной застройке отводится 38,5%, а малоэтажкам — только 1,1%.
«Многоэтажная застройка нужна нам по двум причинам, — объясняет г-н Лапицкий. — Во-первых, нам надо переселить 1300 семей из аварийного фонда. Во-вторых, высотный жилой комплекс позволит сконцентрировать в одном месте большое количество объектов социальной инфраструктуры. Например, на территории микрорайона Птицефабрика мы планируем построить 27-этажный жилой комплекс «Райский сад».
На самом деле подобных комплексов уже построено довольно много, как правило, они сконцентрированы в пределах Садового кольца, так как стоимость проживания в них по карману только представителям бизнес-класса, Поэтому обещание томилинского чиновника поселить в элитном ЖК жителей Птицефабрики — пожалуй, самое главное ноу-хау этого проекта.
Но вот беда — местные жители категорически отказываются переселяться в «Райский сад». Они не хотят, чтобы их зеленый уютный поселок превращался на долгие годы в гигантскую стройплощадку. «У нас в отличие от других подмосковных поселков и так все есть — школы, сады, поликлиника, — говорят они. — К тому же мы не в Шанхае живем, зачем нам 27-этажные башни здесь? Чудо градостроительной мысли, которым так восхищался Вадим Лапицкий, спроектировали в... Шанхайском архитектурном бюро. Возможно, в черте плотной урбанистической застройки Китая проект «Райский сад» смотрелся бы оправданно, но рядом с нашими одноэтажными старыми дачами в соснах и пятиэтажками, которые составляют типичную «средовую» застройку бывшей птицефабрики, эти колоссы из стекла и бетона будут выглядеть нелепо. Но еще абсурднее звучит история про необходимость «срочно переселить 1300 семей из ветхого жилья», когда ее рассказывают сами жители — переселенцы поневоле.
«У нас хороший кирпичный дом, хоть и без лифта, и наша семья переезжать не собирается! Но мы попали в списки переселенцев», — говорит Наталья Кочеткова, жительница поселка Птицефабрика.
«Наш дом, конечно, давно требует капитального ремонта, ему уже больше 50 лет, — говорит Галина Моисейкина. — Но никто не хочет переезжать, дом крепкий, сталинской постройки, не сравнить с теми, что сейчас строят. Нам надо просто поменять трубы, балконы укрепить, чтобы на голову штукатурка не сыпалась».
С Галиной и Натальей солидарны почти 90% жителей Птицефабрики. Многие уверены, что администрация специально не делает ремонт в домах, чтобы было больше оснований пустить их под снос. Люди категорически не желают оставлять свое «ветхое» жилье и переселяться в высотки. Они уверены, забота об их благополучии — надуманная, а на самом деле инвестору нужна земля под стройплощадку. И, похоже, они правы, потому что будущих переселенцев уже предупредили, что бесплатно поменять они смогут только те метры, которые у них есть сейчас, а все излишки площади им придется оплачивать по коммерческим ценам.
«У нас трехкомнатная квартира 58 кв. м. на 7 человек, — „трешек“ такой площади в новом доме не будет, оплатить дополнительные метры мы тоже не сможем, получается, всемером нам придется жить в двухкомнатной квартире, — возмущается невестка Галины Моисейкиной, тоже Галина. — А наши соседи вообще еще кредит не выплатили за однокомнатную, им как быть — переезжать в коммуналку?»
Пенсионерки Валентина Алексеевна и Евдокия Ивановна задаются еще одним вопросом: «Сколько ж нам, бывшим птичницам, придется платить за коммуналку в этом „Раю“? Говорят, там на каждую квартиру запланирована парковка на 2 машины, охрана, элитные дворы и евроремонты — только зачем это все нам, у нас в доме живут одни пенсионеры?!».
Жители поселка Птицефабрика — самые яростные противники высотных новостроек, но далеко не единственные. Против многоэтажной застройки в поселке выступают абсолютно все жители Томилина — на всех публичных слушаниях этот вопрос вызывал бурю эмоций. Большинство томилинцев ездит на работу в Москву. Многим уже давно пришлось поставить машины в гараж и пользоваться электричкой. Но и поезда уже давно не выдерживают наплыва пассажиров — их приходится брать штурмом. Поэтому люди считают, что начинать массовую застройку поселка, не решив транспортную проблему, — это преступление.
...Мы пробирались в Томилино через гигантские заторы и пробки старой Рязанки — нормальной дороги в это известное стародачное место нет — и были в полном недоумении: какая такая элита в этих экстремальных условиях станет покупать за бешеные деньги модное жилье? Только приезжие — уверены томилинцы, нас просто выдавливают с наших законных территорий, и все.
«Мы категорически не согласны с таким генеральным планом, считаем его антинародным и требуем пересмотра всех ранее заключенных инвестконтрактов. Мы сами должны решать, как нам здесь жить, а не кто-то там наверху» — с таким решительным настроем уходили томилинцы в пятницу после последних публичных слушаний. Местные жители направили жалобу в областную прокуратуру и губернатору.