18 июня на заседании городского правительства Сергей Собянин подтвердил намерение городских властей узаконить автостоянки, расположенные на территориях природоохранных и парковых зон. «Эта ситуация возникла не по вине владельцев гаражей, которым выделяли участки 40–50 лет тому назад», — пояснил градоначальник, отметив, что было бы несправедливо ликвидировать эти объекты только потому, что их «произвольно», «не спросив мнения граждан» когда-то включили в ООПТ.
В ходе обследования зеленых зон чиновники обнаружили порядка 300 подобных стоянок (включая ГСК), 200 из которых расположены в границах ООПТ и свыше 100 в парках. В сумме они рассчитаны на 60 тыс. автомобилей. Только на территории природного парка «Москворецкий» 20 стоянок занимают 17 га земли. У прежних властей, активно боровшихся с соседним «Речником», руки до них не доходили, но судьба таких объектов была предопределена. Примерно с 2005 года мэрия перестала продлять гаражникам договора аренды, и сегодня 80% из них фактически существуют на птичьих правах, не имея оформленных документов на землю.
В начале апреля 2011 года Мосгордума утвердила поправки в Градостроительный кодекс, предусматривающие исключение из состава ООПТ земельных участков, занятых объектами гаражного назначения. Это решение позволило правительству Москвы объявить «гаражную амнистию». Теперь, по словам Сергея Собянина, с участков под гаражными стоянками будет снят природоохранный статус, а их владельцы получат возможность оформить права аренды и заняться наведением порядка на территории своих кооперативов. В первую очередь с них нужно убрать весь мусор и обустроить дороги.
Чиновники рассчитывают, что в перспективе «амнистированные» ими объекты приобретут цивилизованный вид. «За год на каждую стоянку будет оформлен градостроительный план земельного участка (ГПЗУ), в котором будут указаны допустимые объемы и параметры строительства современного паркинга», — заявил журналистам глава Департамента природопользования Антон Кульбачевский. По его словам, наличие договора аренды и ГПЗУ позволит автомобилистам привлекать к реконструкции своих объектов инвесторов, которые ранее не проявляли интереса к таким проектам, считая их рискованными. Для повышения инвестиционной привлекательности в паркингах разрешат создавать автосервисы, автомойки и магазины по торговле автомобильными товарами. «При этом инвестор должен будет взять на себя обязательство обеспечить машиноместами определенное количество членов гаражного кооператива или предоставить им места по конкретной цене», — считает депутат МГД Александр Семенников.
Эксперты, в свою очередь, считают, что власти не должны были объявлять амнистию для всех 100% гаражей, расположенных в ООПТ. Ряд муниципальных депутатов предлагали правительству Москвы создать совместную рабочую группу для принятия отдельного решения по каждому адресу в интересах экологии и жителей, но эта инициатива не нашла поддержки у чиновников. В свою очередь, Московское общество защиты природы пожаловалось на МГД и Собянина президенту Владимиру Путину и Генпрокурору РФ Юрию Чайке. По мнению главы столичных экологов Галины Морозовой, узаконившие гаражную амнистию поправки противоречат федеральному природоохранному законодательству.