Дмитровское шоссе, утро четверга. Пробка начинается от МКАДа и тянется до деревни Грибки. Весь правый ряд занимают мусоровозы — они везут отходы из Москвы на Дмитровский полигон ТБО. При подъезде к Икше окна в машине приходится плотно закрывать — стойкая вонь отравляет всю округу. Подъезжаем к спорткомплексу «Парамоново» — вид из окна машины напоминает театр абсурда: с одной стороны — современная спортивная база, с другой — гигантский мусорный могильник.
По-соседству много дорогих спортивных объектов — гольф-клуб, конноспортивный клуб, несколько престижных горнолыжных баз — они построены с расчетом на проведение международных соревнований и богатых клиентов и оборудованы по последнему слову техники. В «Парамоново» этой зимой был Владимир Путин — ему все понравилось, он благословил развивать подмосковный спорткомплекс и дальше и даже, говорят, обещал дать денег на строительство гостиницы. Только кто же станет жить и тренироваться с видом на свалку? Она тянется на 7 км и занимает 64 га, высота мусорных могильников перекрывает кроны деревьев и губит на корню всю радужную перспективу такого развития.
«Меня очень волнует эта экологическая проблема. Наша база отвечает самым современным требованиям к спортивным объектам, этот спорткомплекс — мирового уровня, поэтому свалке тут не место, — говорит Татьяна Иванова, трехкратная чемпионка Европы по санному спорту. — Наша сборная здесь готовится к зимней Олимпиаде в Сочи, мы тут живем и тренируемся, к нам приезжают иностранные спортсмены, западные журналисты, спрашивают, почему тут такой жуткий запах. Надеюсь, что нам удастся добиться закрытия полигона».
— Дмитровский полигон ТБО — это реальная угроза жизни, здесь захоронены вещества, которые относятся к II–III классу опасности, — говорит врач-эндоэколог Вячеслав Милов. — Они еще 30 лет будут отравлять почву и воду — даже после полного закрытия полигона. Кстати, полигон разместили здесь с нарушением природоохранного законодательства, так как хоронить ТБО в песчаном карьере было настоящим преступлением — все вредные вещества через песок попадают в грунтовые воды, а оттуда в Икшанку, впадающую в канал им. Москвы — одну из главных питьевых акваторий столицы.
Вот лишь некоторые результаты экологической экспертизы: в подземных водах предельно допустимая концентрация (ПДК) по тяжелым металлам составляет 90 единиц (5 — уже экологическая катастрофа!) И самое страшное, что тяжелые металлы обнаружены в питьевой воде. Местные жители деревни Дьяково вынуждены пить только покупную воду, вода из местной артезианской скважины (забор воды с глубины 170 м) не годится даже для технических нужд.
Жители Дмитровского района из Деденева, Дьякова, Икши, Григоркова и других близлежащих поселений вокруг Дмитровского полигона много лет ведут борьбу со свалкой. Последние два года они регулярно проводят акции протеста и даже создали свою общественную организацию «За экологию». Их цель — добиться закрытия полигона и отмены решения о строительстве на дополнительных 18 га рядом с полигоном мусоросжигательного завода. Однако, несмотря на ужасающие результаты независимой экологической экспертизы, максимум, чего им удалось добиться, — на полигоне поставили канадскую установку, которая «устраняет» вонь. Как только ее включают, вместо зловония по всей округе разливается запах «туалетного аэрозоля».
По мнению дмитровской администрации, ничего ужасного на Дмитровском полигоне нет, более того, чиновники считают его образцово-показательным объектом, о чем регулярно сообщают в многочисленных ответах на жалобы местных жителей. Кстати, в работе «круглого стола» в спорткомплексе «Парамоново» не принимали участия только представители местной районной власти. Зато представитель областного министерства экологии Инна Неруш жителям Дмитровского района очень сочувствует, но помочь и она не может: «Главная проблема в том, что полигоны ТБО — это объекты федерального подчинения, поэтому мы даже проверить их работу толком не можем. Захотят — пустят проверяющих на свою территорию, не захотят — и ворота не откроют».