Эти люди называют себя экологами поневоле. Переглядываются: ну-ка, поднимите руку, кто здесь эколог? Правильно, никого, есть только хрестоматийные мирные жители, у которых отнимают землю, а вместе с землей — лес, рощу, парк, заповедник... Собрала всех защитница Бутовского леса Елена Тартынская. «Последнее время очень много говорили об объединении, но никто не объединялся. Оказалось, обзвонить людей — не так сложно», — объяснила она «МК».
Но на собрание пришли далеко не все. Собрались защитники Троицкого и Цаговского лесов, Битцевского и Бутовского лесопарков, Наташинского парка в Люберцах, эколог (да, один эколог все-таки был), которая отслеживает ситуацию по Опалиховскому, Подушкинскому, Дубковскому лесам и лесам Серебряноборского лесничества. Все эти территории уничтожаются или будут уничтожаться под жилую застройку или прокладку дорог. Большинство — особо охраняемые природные территории (ООПТ) или планируемые ООПТ. Почти все сопровождаются протестными митингами местных жителей. «Проблемы у всех абсолютно идентичные: был лес, парк, решили застроить дорогами, домами, торговыми центрами. Хитро, а чаще незаконно перевели землю в другую категорию, вырубили деревья. Люди спохватываются, кричат „беда!“, льют слезы, начинают судорожно пытаться что-то сделать. И часто не знают, что изобретают велосипед, а за это время ситуация становится необратимой. При том, что через то же самое уже прошло множество других групп, и если мобилизовать наш опыт, работать сообща, можно бороться с уничтожением природы куда как эффективнее», — считает Тартынская. Вступать в новосозданную организацию просят всех желающих, а обращаться пока можно на рабочий e-mail: elena-tart@yandex.ru
Цель создания объединения, как сформулировали на встрече, — координация и взаимопомощь в борьбе за среду обитания. Для этих целей будет создан общий информационный ресурс по всем конфликтным вырубкам. Либо на кольцевой основе — то есть масса небольших сайтов, объединенных одним адресом, либо многослойная электронная карта, куда можно будет в режиме онлайн заносить информацию о вырубках и подробно заполнять выпадающие окна.
Объединение займется и более общими задачами: например, экологическим образованием «соседей», мобилизацией горожан для ненасильственной борьбы за свою территорию. «Я собираю субботники для уборки леса, просек, мы сажаем деревья в лесу. Мои друзья говорят, что я занимаюсь чем-то невероятным, но на самом деле это совершенно нормально. И наша цель — объяснить людям, что беспокойство за свой парк, за свой двор — это не страшно, это не странно, это не влечет ответственности перед законом, это норма жизни», — говорит Тартынская. Объединяться решено снизу. Вступить в «зеленое» отделение партии «Яблоко» или другую существующую структуру собравшиеся не захотели. «Есть множество экоорганизаций, но они все не работают. Только объединение настоящих протестных групп, которые работают „на земле“, позволит создать по-настоящему живую, активную структуру, которая будет помогать решать все известные конфликты», — рассказала жительница Троицка Ирина Костылева. Помогать друг другу, по мнению собравшихся, значит делиться ресурсами — юристами, организационной поддержкой, деньгами, людьми, медийными возможностями. Для этого она предложила создать не только карту вырубок, но и карту ресурсов, на которой будет ясно видно, где в области «сидит» хорошая группа юристов, которые ведут дела в судах, где располагается мобильная группа, которая может выехать на вырубку и профессионально зафиксировать нарушения, где организаторы митингов, где медийщики, сколько их, сколько машин, кто куда может поехать уже завтра. Собравшиеся решили даже создать закрытую базу сочувствующих, а точнее, их подъездов — обеспечив таким образом доступ мобильных групп в дома: там будут раскладывать брошюры и листовки с информацией о вырубках в соседнем квартале, например. Систему протеста с помощью сайта доведут до автоматизации: в соответствующих разделах можно будет скачать обращения, заявления в прокуратуру, в полицию и т.д. Таким образом, Подмосковье покроют функциональной сетью борцов с вырубками — и при правильном управлении система, наверное, принесет неплохой результат. Пока обсуждать структуру объединения продолжат в рабочем порядке: на встречи жители планируют собираться каждые пару недель.
Для «офлайнового» мира, где в основном и живут те, кто может участвовать в протесте, объединение подготовит отдельные материалы. В первую очередь это будет компактная брошюра под черновым названием «Если у вас начали рубить». Здесь соберут все самые характерные для Подмосковья конфликтные ситуации на тему экологии и напечатают «схему оказания первой помощи»: куда нужно позвонить, куда написать заявление, как законным способом остановить вырубку и т.д. Подобные справочные материалы раздавали на этих выборах волонтерам-наблюдателям — книжки с федеральным законом и пошаговую инструкцию, куда смотреть, что замечать и где расписываться. На телефоне — штаб и юристы, которые проконсультируют в сложной ситуации. Структура подмосковных «экологов поневоле» — похожая по задумке. И если они действительно доведут ее до ума, каждый житель получит в руки уникальный инструмент экологической борьбы. Главное, на что надеются в объединении, — что жителям он действительно нужен.
Евгения Чирикова, которая не участвовала во встрече, но всегда помогает людям, которые ее зовут то в Цаговский лес, то в Подушкинский, рассказала «МК», что за подобными объединениями — будущее. «Защищать свою родину, свой вид из окна, землю, которую у нас отнимают, действительно можно только снизу, собираясь сначала во дворе, потом в районе. Причем сначала люди активно участвуют в борьбе за лес, а потом они уже — готовые муниципальные депутаты для органов местного самоуправления. Я уверена, что нас может спасти только этот поступательный процесс общего пробуждения. Революции в России всегда заканчивались кровью и ужасом, и тем, кто их не хочет, до сих пор оставляли два выхода: либо садиться, либо уезжать. Вот эта медленная, поступательная борьба за свои права, которая начинается с родного леса или парка, я думаю, может сегодня стать оптимальным третьим вариантом», — рассказала Евгения Чирикова. Сама активистка занимается тем же объединением, только в объеме страны. По ее словам, скоро будет запущен всероссийский портал, где будет представлен каждый экологический конфликт, в том числе и подмосковное объединение.
А вот эколог, член-корреспондент РАН Алексей Яблоков относится к встрече инициативных групп без особенного энтузиазма. «Чтобы создать действительно влиятельное объединение, должно быть особенное настроение людей, как в начале 90-х: энтузиазм, чувство, что вот-вот мы наконец-то победим! В 2000-е мы пытались объединить более 500 групп в Москве, и нам это не удалось. Сейчас в принципе энтузиазм вновь потихоньку появляется, это видно по митингам на Сахарова, на Болотной, и, возможно, это сыграет положительную роль», — рассказал «МК» эколог. При этом по-настоящему успешным и сплоченным объединение может стать благодаря нескольким обязательным пунктам, считает господин Яблоков: «Общая проблема инициативных групп сегодня — это местечковость. Все защищают только свой лес, и это не находит отклика в других людях. Общезначимыми были случаи, когда удалось хотя бы немного подняться над местным уровнем: это Химкинский лес, Байкал и Утриш, а также строительство мусоросжигательных заводов вокруг Москвы. Отсюда первое правило для успешного объединения: проблема должна захватывать, волновать действительно большое количество людей. Второй пункт: железное упорство и отчаяние протестующих — люди должны стоять до конца. Только тогда „враг“ отступает или начинает ломать сопротивляющимся головы... И третий пункт — это сильный лидер. Действительно харизматичный человек, вроде, скажем, Иисуса Христа, ну, или Жени Чириковой. А иначе, увы, ничего не получится».
P.S. В среду вице-губернатор Подмосковья Руслан Цаликов поручил проанализировать все решения по передаче земель Лесного фонда под индивидуальное и массовое жилищное строительство, а также опроверг слухи о причастности к этой передаче властей региона. «Я поручаю внимательно проанализировать все подобные решения с начала года, особенно за последние три месяца. Глав районов я ориентирую на то, чтобы никаких действий до завершения этого анализа по этим землям не было», — сказал вице-губернатор.