ANTOINE GRUMBACH ЕТ ASSOCIES (Франция). Разработчики концепции развития Большого Парижа видят будущую Москву прежде всего экологичным городом. Так, на новых территориях они предлагают разместить станции по выработке чистой энергии. К примеру, мельницы, поставляющие с зеленых угодий юго-запада электричество в современные районы столицы.
В качестве своеобразного «позвоночника» мегаполиса архитекторы выбрали главную водную артерию — Москву-реку. По мнению французов, вдоль нее должна будет селиться основная масса москвичей. За счет этого в столице возникнут как бы два новых города — на выходе и входе реки в мегаполис: в Северо-Западном и Юго-Восточном округах. А сами «внутренние города» будут обеспечены удобной связью по воде.
Однако французы предлагают активно заселять и Большую Москву, где, по их подсчетам, плотность жителей в среднем составляет 0,158 человека на квадратный километр (в существующем городе на ту же площадь приходится 10 800 жителей). Территорию длиной 21 километр вдоль Калужского шоссе (от МКАДа до Троицка) архитекторы планируют превратить в столичный Манхэттен — построить на обочинах кварталы небоскребов, шириной 3–5 километров. Больше домов предлагается создать за счет экономного использования транспортного пространства — строить парковки и железнодорожные ветки под землей. Их планируется протянуть до метро «Комсомольская», чтобы прямо из дачных поселков люди могли без пробок и светофоров добираться на работу в старый город.
STUDIO ASS SECCHI — VIGANO (Италия). Миланские специалисты также сделали упор на зеленый город. В самом центре Большой Москвы они предполагают разбить огромный парк, пронизанный сетью велосипедных и пешеходных дорожек. Для быстрой связи на новых территориях планируется запустить легкое метро, с обязательными остановками каждые три километра. Существующие шоссе они хотят соединить поперечными дорогами. А по всей этой дорожной паутине запустить экспресс-автобусы. Райцентры Подмосковья должна «опутать» разветвленная сеть железных дорог. Причем на новых территориях все грузовые пути должны переквалифицироваться в пассажирские. Также планируется строительство нескольких скоростных магистралей для автомобилей, отходящих в Питер, Сочи, Тулу, Ярославль и т.д. Правительственный центр, согласно концепции, должен располагаться близ Калужской области.
URBAN DESIGN ASSOCIATES (США). Архитекторы из Питтсбурга решили реинкарнировать советскую идею о повороте рек вспять и предложили изменить русло Москвы-реки с целью изменения градостроительной политики. Нашли американцы решение и для Зарядья. На пустыре, оставшемся от гостиницы «Россия», они предложили построить самый большой в мире вокзал. А уже от «Кремлевского вокзала» провести до остальных подземные железные дороги. По ним смогут ездить как электрички, так и поезда дальнего следования, что сократит время в пути, скажем, из Сочи в Санкт-Петербург. А при наличии скоростного подземного транспорта можно спроектировать и железную дорогу от Зарядья до Троицка, путешествие по которой может занять всего 15 минут.
ФГБУ «ЦНИИП градостроительства РААСН» (Россия). Отечественные специалисты попытались сформировать самую долгосрочную концепцию развития агломерации — до 2062 года. Во-первых, за это время они предлагают поднять престиж городов-спутников столицы (Твери, Ярославля, Калуги и т.д.) с помощью развития системы скоростного транспорта между областными центрами. Во-вторых, конкурсанты полностью пересмотрели концепцию бизнес-центров. В «Новой Москве» люди смогут в них не только трудиться, но и жить. Или же жить поблизости. Это должно значительно снизить трафик на дорогах, так как клерки смогут добираться до работы на велосипедах или на своих двоих.
Новые земли предлагается разделить на несколько центров: правительственный, развлекательный (там может появиться российский аналог Диснейленда — «Чебурашка-ленд») и финансовый. Последний может быть размещен на Рублевке или близ Архангельского.
Архитектурно-дизайнерская мастерская профессора А.А.Чернихова (Россия). Чернихов предусмотрел правительственный центр вне «Новой Москвы». Такой шаг он аргументирует немецким опытом — когда на переезд правительства из Бонна в Берлин понадобилось аж 12 лет. Поэтому руководство страны может вполне оставаться в старом городе и переехать на территорию реконструированного ЗИЛа — места для армии чиновников там достаточно. Вывести производство он предложил и со всех остальных промзон — в ближайшие города и райцентры. Тот же самый подход у Чернихова — к землям, прилегающим к железным дорогам. Их невзрачные пейзажи он предлагает застраивать жильем. Всего, по данным мастерской, в столице можно найти порядка 18–20 тысяч участков, готовых к подобной реинновации.
Большинство столичных вокзалов представители мастерской предлагают и вовсе закрыть — превратить их в музеи или приспособить под иные нужды. Взамен старых вокзалов предлагается возвести новые — близ МКАДа, что должно позволить значительно снизить пассажиропоток непосредственно в центр города. Причем дополнительного пассажиропотока на кольцо перенос вокзалов на периферию вызвать не должен, так как МКАД предлагается очистить от торговых центров, создающих там перманентные пробки.
С учетом планов столичного правительства по строительству нескольких хордовых магистралей Чернихов предлагает объединить их двумя крупными транспортными хабами — в районе Москва-Сити и Текстильщиков.
OMA (Нидерланды). Предлагают опоясать Москву двумя новыми кольцами. Первое кольцо должно стать автомобильным. На нем планируется организовать одну или несколько полос для общественного транспорта. На первых порах это будут скорее всего простые городские автобусы. В будущем планируется запустить и скоростные трамваи. Кольца будут соединять все столичные аэропорты.
Непосредственно новые земли делятся на три кластера: Внуково, Троицкий округ и дачную зону — земли вдоль Рублевского шоссе. Из дачной зоны, по новым кольцам, москвичи смогут быстро добираться до рабочих мест в Большой Москве.
Треть присоединяемых земель — примерно от Калужской области до Троицка — голландцы предлагают покрыть национальным парком.
RICARDO BOFILL (Испания). Бофилл предложил концепцию «Умной Москвы», с размещением на новых землях вузов и огромного студенческого кампуса, со свободным перемещением по его территории всех желающих. «Легкость» будущей столицы он видит в избавлении от грузов, ежедневно проходящих через Москву. Для этого необходимо вынести все таможни на подмосковные земли. И объединить их в особые хабы — связанные с вокзалами и железнодорожными станциями терминалы. Новая система должна позволить, не нагружая столичную землю, принять беспрецедентную долю товаров — 700 миллионов тонн за 30 лет. Всего таможенных хабов можно организовать три: для азиатских грузов, товаров из Европы и поставок из Скандинавии.
С северо-востока на юго-запад Бофилл хочет развернуть «экологический ковер». Проще говоря, засадить столицу по диагонали деревьями. Зеленые насаждения протянутся через всю Большую Москву и в общей сложности займут площадь примерно в 150 тысяч гектаров. «Легкие» обновленного города могут стать главной досуговой зоной, куда можно будет прийти погулять или, например, послушать концерт, посетить выставку.
L`AUC (Франция). Вторя российским коллегам, архитекторы предлагают разделить город на несколько центров: технологический, финансовый, просветительский и досуговый. Финансовые и, возможно, правительственные центры расположить близ аэропортов. Аэропорты «Внуково», «Шереметьево» и «Домодедово» могут быть соединены скоростной железной дорогой. Новая ветка будет включать в себя и остановку в иннограде «Сколково». Французы считают целесообразным переместить часть транспортного потока в Большую Москву и построить там сразу несколько грузовых хабов, которые позволят примерно на 30 процентов «переманить» грузовой поток из сегодняшнего города.
Архитектурное бюро «Остоженка» (Россия). Для проектирования архитекторы нашли 17 тысяч га свободной территории. Правда, места правительственному центру среди них они не нашли, а предложили ему переехать на берега Москвы-реки.
Почти всю столицу — от Троицка до Королева — в архитектурном бюро предлагают соединить линией скоростного метро. Также возможна связь всех маршрутов аэроэкспрессов — за счет строительства новой ветки недалеко от Садового кольца.
Большую Москву архитекторы поделили на три зоны. Самая близкая к МКАДу предназначена для реинновации — вывода части предприятий и пересмотра градостроительной политики. Срединная зона должна будет состоять из медицинских и научных центров и культурно-просветительских пеших маршрутов. В самой отдаленной — планируется развивать туризм.
Звучит все вышеизложенное заманчиво. Но стоит помнить, что большая часть предпроектных предложений не нашла понимания у экспертов конкурса — в том числе из-за радикальности планов. Впрочем, консерваторов успокоил член Общественной палаты Вячеслав Глазычев, заявив, что в ближайшие 5–10 лет денег на реализацию любого из этих проектов у России не будет.