«Белые пятна» столичной сети
«На вопрос „Пользуетесь ли вы Интернетом?“ утвердительно ответили 100 процентов россиян. Таким оказался результат опроса, который недавно проводился в Интернете».
Этот анекдот, разлетевшийся по Всемирной Сети, для российской столицы самая что ни на есть действительность. Говоря сетевым языком, «уровень проникновения» Интернета в Москве достаточно высок. По оценке ИК «ФИНАМ», аудитория Интернета в Москве составляет 70% жителей (показатель сопоставим с аналогичными уровнями крупнейших мегаполисов мира; в среднем по России этот показатель составляет 43%). Если учесть, что оставшиеся 30% — это маленькие дети и старики, получается, что Всемирной Паутиной пользуется почти все учащееся-трудящееся население российской столицы. Вот только у счастливчиков Интернет «летает», а у менее везучих горожан — подвисает.
— Практически все провайдеры Москвы предлагают домашним потребителям скорость от 3 Мбит/с, — рассказали «МК» в компании Яндекс. — Этого достаточно и для видеосвязи по скайпу, и для онлайн-игр, и для скачивания фильмов. С другой стороны, есть некоторая проблема: за цену выше среднего по рынку предлагается меньшая скорость. Средняя цена за 1 Мбит/с для конечного домашнего пользователя по Москве составляет около 71 руб. Но, если говорить не про средние показатели, разброс в ценах по провайдерам достаточно значителен: от 30 до 267 рублей за мегабит.
Домашний безлимитный Интернет со скоростью 30 Мбит/сек. стоит в Москве 875 руб. в месяц, со скоростью 50 Мбит/сек. — не дешевле 1300 руб. Европейская цена скоростного Интернета — около 20 евро. При этом средние зарплаты москвичей в 3–4 раза ниже, чем в странах Старого Света.
Несмотря на серьезную конкуренцию среди провайдеров в Москве, в некоторых районах столицы исторически есть только ADSL-оператор (доступ через телефонную линию). Не на всех телефонных узлах стоит современное оборудование, поэтому пропускная способность на некоторых из них невелика. Интернет-пользователь, который живет в таких районах, может выбрать только тариф с низкой скоростью доступа и асинхронным каналом связи, когда скорость скачивания из Интернета не равна скорости отправки данных.
— Отчасти низкое качество предоставляемых услуг рядом провайдеров может быть связано с монополизацией рынка. Крупные игроки поглощают более слабых, и в перспективе это негативно сказывается и на сервисе, и на цене, — считает директор департамента компании Penny Lane Realty Александр Зиминский.
Хуже всего связь работает в столичных районах «до и после» МКАД (особенно в Восточном и Северо-Западном округах), лучше всего — в ЦАО. Для многих западных столиц такое положение — нонсенс. В европейских городах центр часто является историческим, в нем мало офисов и жилья, поэтому сеть более развита в новых районах и на окраинах. В Москве же ЦАО занимает огромную территорию с бесчисленным количеством бизнес-центров, офисов и элитных квартир. Поэтому рынок интернет-доступа распределен между провайдерами практически на 100%. В каждом доме имеется по 5–7 операторов, это приводит к жесткой конкуренции, а значит, улучшается техподдержка, растет скорость доступа, а цены снижаются.
Но даже в центре (не говоря уже о периферии) существуют целые кварталы, где нет доступа в Интернет: на значительном участке у Павелецкого вокзала, в Косино-Ухтомском районе, на границе проектируемого проезда 4294 и Шоссейной улицы, в «треугольнике» между Московским НПЗ, МКАД и Москвой-рекой.
Власть закуталась в «паутину»
«Британские ученые пришли к выводу, что люди с недостаточным умственным развитием читают электронную почту, не убирая руку с мышки. Не надо сейчас убирать руку с мышки — уже поздно».
Еще пару лет назад пользоваться многими сайтами московского правительства было, мягко говоря, затруднительно. Ресурсы перегружались украшательствами, поиск работал по известному лишь его создателям принципу, а зайти на некоторые сайты не удавалось по причине зависания. Причину сего технического убожества не мог внятно объяснить ни один чиновник, потому как на развитие сетевого пространства выделялись приличные казенные деньги. «Госструктуры получали и получают на развитие своих интернет-ресурсов значительные объемы бюджетного финансирования, в том числе в рамках целевых программ, имеют широкие возможности привлечения высококачественных специалистов для разработки и внедрения своих ресурсов, — говорит аналитик Анна Мишутина. — Поэтому развиваться им легче, чем коммерческим структурам».
Ситуация изменилась буквально в одночасье. Теперь власти не брезгуют советоваться с горожанами. Так, на информационном портале столичного Комплекса градостроительной политики и строительства горожане активно обсуждают реконструкцию вылетных магистралей. Примечательно, что чисто эмоциональных откликов от пользователей почти нет. В основном люди говорят о проблемах на конкретных участках дорог, многие даже предлагают список мероприятий по пунктам.
В начале февраля Центр организации дорожного движения разработал новую транспортную схему на Триумфальной площади и открыл голосование на своем сайте. Транспортники, в частности, предложили сделать односторонним движение транспорта на участке от дома № 30/2, стр. 1, по Тверской улице до пандуса Маяковского тоннеля, разрешить правый поворот с Тверской улицы на пандус тоннеля и организовать проезд только прямо и направо от дома № 3, стр. 1, по Оружейному переулку до пересечения с 1-й Тверской-Ямской улицей. 90% респондентов (3900 человек) одобрили это предложение. Новая схема уже заработала.
Кроме того, если все прежние годы новости на городских сайтах подавались в бравурно-пафосных тонах, то теперь столичная администрация занялась созданием порталов, которые позволяют рядовым москвичам «стучать» на нерадивых чиновников.
Одним из самых посещаемых является портал «Наш город. Программа развития Москвы», открытый столичным правительством в середине октября 2011 года. Любой горожанин может написать в форуме о проблемах в своем дворе или подъезде, и власти должны исправить ситуацию в течение нескольких дней.
— При создании сайта преследовались две цели: контроль за действиями органов власти и вовлечение людей в управление, чтобы они не ныли и не говорили, что все плохо и жителей никто не слушает, — говорят создатели ресурса. — Мы принимаем комментарии жителей по 29 тысячам объектов (в основном это дворы и лифты). С момента работы портала на нем зарегистрировалось больше 20 тысяч пользователей. Самыми активными оказались жители Восточного, Юго-Восточного и Южного округов. Меньше других общаются с представителями власти через Интернет москвичи из Центрального округа. Может быть, потому, что среди них много обеспеченных людей, которые не будут посылать заявку в управу из-за сломанной карусели во дворе — им проще самим купить новую или решить вопрос с чиновником напрямую.
В феврале на сайте появился новый сервис — рейтинги округов и районов по качеству работ во дворах, по активности взаимодействия чиновников с жителями, срокам реагирования и т.д. Показатели автоматически высчитываются по голосованию и активности жителей, учитывается разница между позитивными и негативными комментариями.
Чиновники, навострившиеся отвечать уже не за 30 дней, а за неделю (а кое-кто и еще быстрее), быстро смекнули: свой рейтинг можно подтягивать самостоятельно! Написал побольше хвалебных отзывов на сайт — и вот твой район (округ) уже в числе лидеров. За две недели количество благодарностей по всем округам выросло в 6 раз. Причем на большинстве форумов, где обсуждение давно прервалось, вдруг ни с того ни с сего появились десятки сообщений: спасибо нашей управе!
— Рвение чиновников понятно — рейтинги регулярно просматривает мэр Москвы, — комментируют специалисты. — Поэтому мы решили изменить систему подсчета. Теперь учитываются только негативные комментарии.
«Прямой связи между принятием кадровых решений и рейтингами нет, но они играют не последнюю роль», — говорит один из разработчиков портала «Наш город», глава столичного Департамента экономической политики Максим Решетников.
Впрочем, активность москвичей на городских порталах — и это признают сами чиновники — пока еще минимальна. По данным Департамента информационных технологий Москвы, по степени использования информационно-коммуникационных технологий в социальной сфере город Москва все еще отстает от других технологически развитых мегаполисов мира. По данным на 2010 год, всего 10% учебного времени в школах основано на использовании информационно-коммуникационных технологий против 30% в Нью-Йорке и 55% в Сингапуре. Только 5% городских интернет-ресурсов адаптированы для использования лицами с ограниченными возможностями, в то время как, например, в Лондоне и Гонконге доля адаптированных ресурсов составляет 65 и 55% соответственно. Всего 6% историй болезни ведутся в городе Москве в электронном виде, в то время как в Нью-Йорке показатель составляет 25%, в Сингапуре — 65%.
Каждый москвич имеет право на провайдера
«Согласно народной примете, в новый дом первым нужно впускать интернет-кабель. Где он ляжет, там ставьте кровать. И стол. И компьютер. И холодильник».
Большое значение наличию Интернета москвичи придают и при покупке недвижимости. «В жилых комплексах элитного и бизнес-класса выделенная линия Интернета — обязательно присутствующая опция, большинство покупателей — грамотные пользователи», — говорит Александр Зиминский.
«Мне кажется, что в развитии Интернета в Москве мы идем вполне в ногу со временем. По крайней мере, по объемам. Может быть, где—то страдает качество, где-то отстаем в технологиях, — говорит управляющий партнер агентства недвижимости SPENCER Вадим Ламин. — У меня есть объективные данные, что при заселении арендаторов (зачастую иностранцев) в московские квартиры разного уровня мы ни разу не встретили проблем с обеспечением их потребностей во Всемирной Паутине. Всегда находилось, как правило, несколько провайдеров, готовых в кратчайшие сроки обеспечить эти потребности. То есть был выбор, конкуренция, рыночные цены. Сложнее с элитными домами. Там, на закрытой охраняемой территории, часто и, предполагаю, не бескорыстно все отдано одному какому-то провайдеру, как правило, крупному, который беззастенчиво „дерет“ в тройном размере с состоятельных жильцов за обычные по качеству услуги. Это российская особенность в развитии Интернета, а попросту — коррупция».
Каким специалисты видят развитие Интернета в ближайшее время? «Самое перспективное направление развития Интернета — мобильное: Интернет для устройств, которые мы носим в кармане, — говорит директор по маркетингу сервисов Яндекса Андрей Себрант. — Больше всего востребованы сервисы с точной привязкой к месту нахождения пользователя на карте. Они могут быть очень разными — от справки про кафе поблизости или расписания в ближайших кинотеатрах до прокладки маршрута в незнакомый район на автомашине или общественном транспорте».
Сейчас, по данным Яндекса, 2,2 млн. москвичей в месяц пользуются мобильным выходом в Интернет. Эксперты полагают, что уже через несколько месяцев их количество вырастет в разы.
Больше всего москвичей раздражают низкая скорость за не самые маленькие деньги и зависания Сети. Поэтому неудивительно, что современный потребитель ждет от Интернета простоты и скорости: сервис должен решать пользовательскую задачу (будь то общение с друзьями или поиск информации), не заставляя человека напрягаться и долго ждать, не требуя от него специальных знаний. Требования к простоте (которую разработчики называют серьезными словами «интуитивная очевидность интерфейса») все время возрастают. Когда-то пользователи считали нормальным, что перед тем, как что-то делать, надо прочитать инструкцию или даже пройти курсы обучения. Сейчас уже никто не станет пользоваться сервисом, про который надо сначала прочитать самоучитель.
— Мне хочется верить, что в Москве Интернет будет «разлит в воздухе» по всему городу (а также и под ним), и нигде не будет проблем воспользоваться им на нужной скорости, — продолжает Андрей Себрант. — Я точно верю в то, что мы сами, живущие в Москве, хорошо ее опишем, и собранные нами данные позволят жить в городе гораздо комфортней, быть в курсе всего интересного и легко находить все нужное. Ведь уже сейчас у нас есть надежные данные о пробках, которые помогают московским водителям. Эти данные их же коллеги по дорожному движению и поставляют. И в этом смысле Москва, надеюсь, не будет отличаться от больших европейских или американских городов.
— Я думаю, что в первую очередь будет увеличиваться число зон беспроводного доступа, — говорит Александр Зиминский.
Эксперт полагает, что в перспективе Интернет будет оказывать еще большее, чем сегодня, влияние на жизнь горожан. Во-первых, исчезнет потребность в постоянном присутствии на рабочем месте в конторе большого количества специалистов — все больше компаний будут отдавать предпочтение так называемым мобильным офисам. Во-вторых, безусловно, еще дальше вперед шагнут технологии: в Сети появятся новые опции и возможности, о которых сегодня можно только мечтать.
Изменятся и способы выхода в Сеть: по прогнозам Morgan Stanley, степень распространения и проникновения мобильного Интернета догонит стационарный, а в течение 5 лет — перегонит. Это значит, что Интернет у пользователя будет везде: в кармане, в часах, смартфонах, автомобилях, пляжах, деревнях и — казалось невероятным — может быть, даже в одежде.
По данным Яндекса, общая поисковая активность мужчин и женщин практически не различается — она совпадает с активностью всех пользователей Яндекса в среднем. Мужчины тратят на поиск немного меньше времени, чем женщины.
Основные различия между поисковым поведением мужчин и женщин — в самих поисковых запросах.
Мужские запросы немного короче женских — в среднем 3,2 и 3,5 слова соответственно. Ошибки в запросах немного чаще делают мужчины — в 12% запросов, а женщины — в 11%.
Названия цветов чаще встречаются в женских запросах, чем в мужских (в 0,5% и 0,3% запросов соответственно). Самые популярные цвета у представителей обоих полов — красный, белый и черный. Самый «женский» цвет — коричневый, а самый «мужской» — синий.
Женщины чаще, чем мужчины, добавляют в запросы названия городов (в 3,7% и 2,9% запросов соответственно). По данным поиска, и мужчинам, и женщинам одинаково нужны банки, рестораны и учебные заведения. У мужчин сильнее интерес к вокзалам, такси и автосервисам, а у женщин — к фитнес-центрам, больницам и государственным организациям.
Мужчины чаще женщин используют в запросах числа (в 15% и 9% запросов соответственно). У мужчин это в первую очередь артикулы различных товаров, а у женщин — даты и разнообразные номера. Числа в женских запросах часто обозначают вещи, связанные с детьми, — номера детских садов, школ и классов в школе, а также возраст детей.
Латиница присутствует почти в трети мужских запросов и всего в 13% женских. Мужчины на латинице ищут бренды и софт. Среди женских запросов на латинице около 40% составляют адреса сайтов, по ошибке введенные в поисковую строку, и запросы, набранные в неправильной раскладке клавиатуры.
Мужчины чаще, чем женщины, спрашивают Яндекс об ИТ и компьютерных играх, а женщины чаще, чем мужчины, — об отношениях между людьми, детях и поиске работы. Среди предметов мужчин больше всего интересует электроника, а женщин — одежда и аксессуары.
Мужчины чаще ищут материалы, чтобы самостоятельно решить ту или иную проблему, — например, спрашивают про документацию и отзывы о товарах и организациях. Женщины склонны искать в Интернете готовые ответы на вопросы — они чаще задают запросы, которые требуют однозначного ответа, а документацией и отзывами интересуются реже.