Поутихший было скандал вокруг массовой застройки Бородинского поля вовсе не утих, а вступил в свою заключительную фазу. В эти дни в Можайске идет судебный процесс над экс-главой поселения Бородино Майей Склюевой. Ей инкриминируются сразу два уголовных дела — по факту совершения неправомерных действий с земельными участками, общая площадь которых составляет 4 гектара. А также незаконное изменение разрешенного их использования. Однако односельчане ожидают, что это дело «рассыплется» ввиду несостоятельности обвинения, ведь на некоторых документах, которые подписывала Склюева, стояли визы и руководства музея-заповедника.
По непроверенной информации, на руководителя музея-заповедника за эти самые разрешения якобы тоже возбуждено уголовное дело. Эта тема сегодня самая обсуждаемая среди обитателей окрестный деревень.
По правде говоря, земляки бывшей главе поселения скорее симпатизируют, чем осуждают.
— Территория музея-заповедника 11 тыс. гектаров, — жалуется 68-летний пенсионер, житель деревни Горки. — В него входит 27 сел — и во всех нам запрещают не то что строиться, а камень передвинуть. Мол, история. А посмотрите на поля, в т.ч. Бородинское! Местами там уже лес вырос, деревья толщиной с кулак. Но и лес нельзя трогать: заповедник! А вы все выискиваете, кто из собственников сарай для скотины в огороде построил и имеет ли он на это разрешение. Нам-то как жить?..
Действительно, дело с перспективным развитием местных деревень в исторической зоне — напомню, целых 11 тыс. гектаров! — иногда доходит до абсурда. Еще с советских времен можайские власти боролись за то, чтобы молодежь не уезжала из села, оставалась в родных местах. Борется и сегодня. Но возможностей улучшать быт, осовременивать его — нет никаких. Как утверждают жители, последние два года им не выдаются разрешения на строительство, не совершаются никакие земельно-правовые сделки. Более того, крестьяне, которые там родились и выросли, не могут даже подвести к своим избам газ. Как и их предки 200 лет назад (в Бородине люди жили еще и до 1812 года!), топят печи дровами, что значительно дороже, чем голубое топливо. Кое-кто через суд добивается права на газификацию своего жилья — и таких судов здесь уже десятки.
Что касается «массовой застройки Бородинского поля», то ее скорее нет, чем есть. Как удалось выяснить «МК» от деревенских свидетелей по делу, на судебных заседаниях речь идет о трех эпизодах незаконного обустройства и перевода земель из категории сельхозназначения под дачное строительство. Чтоб Фемида восторжествовала, необходимо демонтировать 11 незаконных строений. Прямо скажем, негусто.
— Уже приезжали ко мне из можайской прокуратуры, Росимущества — требуют, чтоб я снес баню на участке, — горячится один из фермеров в Бородине. — Причем за свой счет! На своей земле ничего сделать не могу, в баню мыться еду в Можайск. Доколе нам нервы будут трепать?..
Чтобы получить ответ из первых рук, договариваюсь о встрече с главой Можайского района Дмитрием БЕЛАНОВИЧЕМ и задаю ему этот же вопрос: доколе?
— Проблема, конечно, существует, — соглашается он. — Но сегодня Министерство культуры России приводит все в соответствие с законодательством, которое было принято еще в 1992 г., когда территория получила статус «Достопримечательное место Бородино». А именно: описываются внешние границы 11 тыс. га, разрабатываются режимы зонирования «достопримечательного места», ставятся на кадастр поворотные точки внешних границ. Все это Минкульт утвердил своим приказом. На правовой и исторический экспертизе находится внутреннее зонирование территорий, где уже будет четко оговорено — в каких зонах можно будет вести застройку или хозяйственную деятельность. Если это поля, то вплоть до того, какая культура на них может быть высажена, — допустим, только низкорослые травы.
Все эти процедуры в ближайшем времени должны завершиться, и мы надеемся, что местные жители в плане социалки, улучшения бытовых условий получат больше свобод, перестанут забрасывать жалобами административные и судебные органы.
Район продолжает разрабатку генпланов развития каждого поселения, входящего в состав музея-заповедника. Таких деревень у нас 26, мы сами должны определить плотность застройки, этажность, цветовые решения.
— Новый губернатор Сергей Шойгу в одном из первых интервью выразился в том духе, что необходимо иметь официально одобренный и утвержденный проект обустройства Бородинского поля. У вас есть на сей счет свои предложения?
— Федеральные власти этот вопрос рассматривают без областного и районного участия, с нами ничего не согласовывают и даже не ставят в известность о подчас непонятных действиях. К примеру, Минкульт своим решением на бумаге закрыл кладбище в селе Бородино. А новое разрешил в другом месте — за Колоцким монастырем. Это почти двадцать километров. Администрация и местные жители узнали об этом последними. К нашему мнению никто не прислушивается. Везде жесткие запреты. Отсюда такие «странности».
Мы в районе давно вынашиваем идею создания пешеходной дорожки Можайск—Бородино. Места у нас очень красивые, ходьба полезна для здоровья, весь мир предпочитает передвигаться не на автомобилях, а на велосипедах или «на своих двоих». Но воплотить эту идею в жизнь нам было невозможно, поскольку на территории заповедника ничего нельзя реализовывать.
Если смотреть шире, то здесь, конечно, нужны гостиница, комбинат общественного питания. Туристов у нас очень много, даже в зимние месяцы, а удобств, увы, никаких. Кстати, на 11 тыс. гектаров всего два туалета.
За день обойти памятники пешком невозможно. Давно назрела потребность в строительстве велодорожек, предоставления такого транспорта в аренду нашим гостям. Саму реконструкцию сражения можно было бы проводить не раз в год, а театрально — каждые выходные, в небольших масштабах, как делается во многих крупных музеях мира. В конечном итоге это и пополнение муниципального бюджета.
— Конкретно о грядущих торжествах. Когда они начнутся и в чем заключается ваша задача?
— Район вплотную занимается подготовкой к празднованию 200-летия юбилея битвы. В программе — и церемонии возложения венков к памятным местам, и различные выставки... Реконструкция Бородинского сражения состоится 2 сентября, но в конце мая мы провели как бы репетицию, прогон этого мероприятия. Называется оно «Стойкий оловянный солдатик» и прошло на батарее Раевского, там число гостей превысило запланированное в 4 раза, только автобусов с детьми было больше 150.
— А сколько будет на главном мероприятии?
— Даже страшно подумать — не меньше 200 тыс., огромное количество автомобилей и пр. Конечно, для нас это серьезное испытание, проверка на прочность, ведь никогда раньше наш край с такими «объемами» не сталкивался — разве что в 1812 году... Местами поля покрылись дикорастущим лесом — его надо выкорчевывать. Готовим подъездные пути, разметку дорожных полос, парковки, указательные знаки, ведем переговоры с железной дорогой об увеличении количества электричек из Москвы до Бородино на тот период времени — со 2 по 8 сентября.
Со своей стороны, пытаемся учесть все нюансы. Парковки будут в основном на полях. Значит, их нужно окосить и укатать по нескольку раз, чтоб в дожди не раскисли и автомобили не забуксовали. Стерня должна быть такой высоты, чтоб не возникало возгорания. Необходимо продумать даже размещение точек общепита и тип тарелок — чтоб никакой стеклянной тары...
— Сколько участников будет в реконструкции сражения?
— Обычно у нас было тысяча-полторы, в этот раз — не меньше 3000, из них 1000 — иностранных «кавалеристов», причем не только из Франции, но и из Австрии, Бельгии, Италии, других стран.
В прошлом году, за опытом, районная делегация ездила в Бельгию, где отмечалась очередная годовщина Аустерлицкого сражения. Прямо скажем: зрелище их не поразило. Постреляли, покричали — и разошлись. Мы для более полного эффекта строим избы-времянки, и они будут натурально гореть, а как иначе: ведь война народная, Наполеон, блин, наступает! Некоторые фермеры даже пожертвуют стогами сена — чтоб было побольше черного дыма. У нас ожидается по-настоящему русский размах.
— Где найдете для своих и чужих «гвардейцев» столько лошадей?
— Иностранцы прибудут с собственными обозами и сбруей. В наших краях они объявятся уже 22–25 августа, ведь лошади должны адаптироваться к нашим условиям, а сами «гвардейцы» — отрепетировать элементы сражения на бородинском ландшафте. Наша задача — обеспечить лошадей овсом, сеном, водой, наладить ветеринарный уход. Это что касается животных — как наших, так и иностранных.
— Где возьмете столько кормов?!
— Можайский район исторически развивался как молочно-животноводческий, у нас всегда была крепкая кормовая база. В нынешнем году, готовясь к этим событиям, совхозы «Уваровский», «Бородино» и другие заметно, в разы, увеличили посевной клин овса — кони голодать не будут. Необходимый запас сена уже создан.
Сценарий праздника готовит Минкульт России, и его окончательный вариант мы пока не видели. Надо заметить, что празднование 200-летия будет отмечаться в четырех регионах России. И как оно планируется в целом, конечно, мы не знаем. Но у себя на территории уже верстаем сценарий совместно с Бородинским музеем. Еженедельно проводим рабочие совещания, в том числе и с российскими «гренадерами» из исторического клуба, они высказывают свои пожелания.
Гусары, кавалеристы и пехотинцы, как и 200 лет назад, разобьют свои биваки в поле. Это будут весьма крупные лагеря, с обеих сторон им необходимо отвести по 30–50 гектаров, не меньше.
Места под стоянки уже выделили, чтобы предотвратить возникновение пожаров, их сейчас опахиваем. Также определены места под костры, за этим будем следить очень строго — не только мы, но и пожарные службы, органы полиции.
— Прокормить ратников, да еще и 200 тыс. гостей... Это целая армия! Самому Наполеону это не удалось сделать — его солдаты по вашим деревням за поросятами и курами бегали!
— Сегодня вопрос с питанием на 5–6 дней решается куда проще. Существует много компаний со сборно-разборными кухнями, столами и пр. Нами объявлен конкурс. Принимаем и рассматриваем все заявки на предмет соответствия санитарно-гигиеническим нормам. Подводим электропитание, контейнеры для мусора. Уже утром 3 сентября «поле брани» должно быть чистым и убранным.
— Гусары, как и положено, будут жить в поле, а где планируется размещать многочисленных гостей? Им ведь нужно принять ванну, выпить чашечку кофе...
— На территории музея-заповедника нет ни одной гостиницы, и это, конечно, проблема. В последние годы в Можайске появилось несколько частных гостиниц, но они постоянно загружены, да и «погоды», конечно, не сделают. Иностранных гостей «на постой» может принимать население — люди уже оповещены, с ними ведем разъяснительные беседы. Но в целом гости должны вечером или ночью уехать обратно в Москву. Это самая большая проблема. Если на праздник они прибывают поэтапно, с самого раннего утра, то отъезжают, как правило, одновременно. Работаем и над разведением транспортных потоков, чтоб не возникало заторов.
— Постойте, объезжая Бородинское поле, мы увидели заброшенный, но весьма живописный пионерский лагерь. Может, селить людей туда?
— Иностранцев в бывший пионерский лагерь не поселишь. Но вы правы: на территории поселения Минкультуры РФ имеет пустующий долгие годы пионерский лагерь — он совсем рядом с центральной усадьбой «Бородино». Сотрудники нашего музея-заповедника подготовили интересный проект его переустройства в гостиничный комплекс. Кроме того, появились бы дополнительные площади под проведение различных выставок, связанных как с 200-летием Бородинской битвы, так и с обороной Москвы на можайском направлении в Великой Отечественной войне. К сожалению, проект этот так и остался «на полке». Инвесторов, которые хотели заняться строительством гостиниц и комбинатов быстрого питания, находилось немало, были и любопытные проекты. Но теперь уж что об этом говорить...
Как бы то ни было, в районе мы сделаем все, чтобы гости праздника остались довольны.