Справка "МК"
<p>Главное здание МГУ построили в 1953 году. У звезды в венке из колосьев особая история — сначала, по замыслу, вместо нее и шпиля вершину здания должна была венчать скульптура Ломоносова, но Сталин эту идею отверг, сказав: пусть седьмая из сталинских высоток будет похожей на остальные небоскребы. Сама звезда весит 12 тонн. Собирали железную конструкцию сначала на земле, потом подняли на кране, а уже там, наверху, украсили золотыми плитками. Про звезду ходило и ходит много легенд: так, в советское время говорили, что там сидят сотрудники КГБ, а что они там делают, не знает даже ректор. Сегодня там «размещают» военных и сотрудников ФСО.</p>«Несмотря на то что в шпиль ведет отдельный лифт на кодовом замке, на выходе дежурит военный, стоит целая куча датчиков и камер, мы просочились внутрь и поднялись на самый верх» — так начинает свой рассказ Виталий Раскалов.
Нелегкий путь до звезды друзья описывают подробно. На 28-м этаже основной лифт заканчивается, далее в шпиль высотки ведет второй лифт, который поднимается с 28-го до 33-го этажа. Чтобы к нему попасть, нужно пройти через кодовую дверь, пароль от которой ребята раздобыли заранее. На выходе из второго лифта стоит металлическая дверь, которая автоматически открывается, когда нажимаешь на кнопку звонка. Далее, по преданиям уже лазивших на звезду студентов, за дверью должен сидеть военный, который объект охраняет. Но охранника не было, и ребята беспрепятственно залезли внутрь. Дальше уже все проще: лестница наверх, решетка и — вот она, звезда пленительного счастья.
По словам Вадима Махорова, сама звезда МГУ трехэтажная, внутри у нее есть лестницы и ходы, отделенные перилами, по которым нетрудно передвигаться. Неудобство вызвало только то, что ходы узкие, а также сильный ветер и холод. Ребята пробыли на звезде чуть больше часа. Потом стало темнеть, и они увидели, как зажигается подсветка высотки. Спустились юные руферы так же легко, как и забрались, и никто их не задерживал.
— Сам я фотограф, а лазанье по высоткам для меня было чем-то вроде хобби, я облазил сотню или две таких зданий, в числе которых есть и несколько «сталинок», и трубы ТЭЦ, но главное здание МГУ для меня всегда было мечтой, — сказал «МК» Махоров.
Объекты фотограф выбирал по нескольким критериям: здание должно быть красивое, с хорошим видом и манить своей недоступностью. Также Махоров уверяет, что совсем не боится высоты, потому что, когда он лезет, то уверен в себе, а страх порождает неуверенность. Забираются на высоту ребята без всякой страховки и даже без специальной одежды.
Между тем в самом МГУ сказали: то, что произошло, это не рядовой случай, но паники по этому поводу пока никто не поднимает. А Вадим Махоров и вовсе признался, что ожидал «предъяв», но на днях ему написал заместитель проректора МГУ с просьбой использовать фотографии университета в буклетах и календарях.
Специалисты между тем не советуют повторять опыт юных экстремалов. «Руфинг — это опасное хулиганство. В любой момент у человека может снизиться концентрация внимания, ветер подует, нога подвернется — все это факторы риска», — рассказал директор компании, занимающейся промышленным альпинизмом, Даниил Щеглов. По его словам, специалисты, которые работают на высоте или забираются на высотные здания, надевают страховочную систему, специальную каску, перчатки и берцы, которые полностью закрывают лодыжку.