Госкомпания «Автодор» официально открыла в Подмосковье первый платный участок — с 48-го по 71-й км трассы «Дон» М4. Пункты оплаты установили на 51-м и 71-м километрах, саму дорогу расширили на 2 полосы, поменяли покрытие и установили современные интеллектуальные системы управления. «Информация о нештатных случаях, например авариях, в режиме онлайн транслируется на специальные экраны, и диспетчер может оперативно перекрыть любую полосу или вызвать аварийного комиссара, „скорую“, эвакуатор», — рассказали в пресс-службе госкомпании. Реконструкция длилась 3 года и обошлась в 6 млрд. рублей (кроме новых полос построены две развязки и отремонтирован мост через реку Северку). В госкомпании рассказали, что на реконструкцию были привлечены бюджетные деньги, а не средства инвесторов, — произошло это в том числе потому, что трассу начинало ремонтировать еще федеральное агентство Росавтодор. Для легковых машин плата за проезд составит 1 рубль.
Однако открытие нового участка обернулось большой проблемой для жителей соседних поселков Барыбино, Гальчино, Кузьминское, Южное и других, которые расположены восточнее трассы. С февраля огромную часть населения практически отрезали от нового «Дона»: въезд на участок перегородили плитой, а над ней повесили «кирпич». По мнению жителей, сделано это было потому, что въезд на платный участок оказался как раз между двумя пунктами оплаты, и проезд для жителей до ближайшей точки сбора денег — 10 км — оказывался бесплатный. «Они могли поставить пункт оплаты на въезде или не взимать с нас пока оплату, — говорит местный дачник Алексей Николов. — Но они решили проблему по-российски просто: поставили забор. Народ пока не поднялся, потому что думали, с открытием участка откроют и въезд, а сейчас все просто в шоке от такой наглости». С весны здесь идет борьба местных жителей с ГИБДД: знак «кирпич» замазывают белой краской и объезжают, знаку «только прямо» подрисовывают стрелку. В местной администрации «МК» рассказали, что раньше въездом пользовались больше 20 000 человек: население Барыбина составляет 5000, а ближе к поселку Гальчино располагается около пятидесяти дачных товариществ. «Из-за перекрытия въезда от скоростной трассы отрезали огромный куст поселений: когда откроется дачный сезон, старое Каширское шоссе, которое останется для нас единственной альтернативой, встанет в одну сплошную пробку!» — рассказала сотрудница администрации, попросившая не называть ее имени. Теперь, чтобы добраться в Москву, местным жителям придется проехать на узкую старую Каширку и примерно 13 км ехать до Малого бетонного кольца — только там можно будет снова въехать на скоростной «Дон». «Мы с ужасом вспоминаем пробки на старой Каширке, и теперь придется в него вернуться. Раньше у нас было два шоссе, теперь — одно», — негодует Николов. Интересно, что в вопросе строительства платных трасс общество всегда боялось того, что людям не оставят альтернативы — загонят на дорогую дорогу, лишив бесплатного проезда. В этом же случае получилось наоборот — по 20 новеньким километрам в сторону Москвы жители не смогут проехать ни за какие деньги.
В госкомпании «Автодор» объяснили, что просто вынуждены были закрыть въезд, иначе история с платным участком оказалась бы фикцией: водители просто объезжали бы пункты оплаты. Альтернативный въезд госкомпания планирует организовать в ближайшую неделю, правда, находится он в 9 км от поселков недалеко от Малого бетонного кольца: предполагается отремонтировать дорогу, по которой от старой Каширки можно будет вернуться на «Дон». В местной администрации и поселках об этом почему-то пока не знают. Впрочем, в госкомпании также пообещали, что если закрытие въезда действительно вызовет коллапс, его могут открыть в рамках комплексного благоустройства участка 21–225 км. Правда, когда оно начнется, неизвестно: не готов пока даже проект.