Презентацию новых машин власти устроили прямо перед входом в главк столичного ГИБДД. Сотрудники ЦОДД — Центра организации дорожного движения (именно это ведомство отвечает за эксплуатацию техники) — уже уверенно пользуются устройствами.
— Сам процесс работы несложен, — говорит оператор паркона. — Мы едем по заданному маршруту. Когда машина оказывается в зоне действия знака, запрещающего парковку, камера сама включается. В систему заложены координаты знаков, местоположение нашего автомобиля сообщается через спутники. Аппаратура знает, когда нужно работать, а когда нет. Техника снимает номера машин-нарушителей.
Паркон проезжает по одному и тому же маршруту каждые 5–10 минут. Авто, стоящее под запрещающим знаком, в первый раз просто фиксируется в памяти компьютера. Если при следующем посещении транспортное средство останется на том же месте — водителю отправят штрафную квитанцию. Если же машина уедет, то никакого наказания не последует. Это сделано для того, чтобы не «кошмарить» тех, кто остановился ненадолго.
Для всех парконов разработан свой график «сдачи отчетности». Автомобили подъезжают к центральному зданию ГИБДД, после чего собранный материал по беспроводной сети пересылается на полицейский сервер.
— «Парконы» работают уже с 16 апреля, — говорит глава Департамента транспорта Максим Ликсутов. — Наша задача сделать переходный период понятным и простым. Мы решили, что поначалу горожанам будет высылаться не более одной тысячи штрафов в день. Надо понимать, что эти меры в первую очередь предпринимаются для самих же людей. К нам ежедневно приходит до полутора тысяч жалоб на неправильно припаркованные автомобили. Параллельно с ужесточением контроля мы будем создавать новые стояночные места около социально важных объектов: больниц, музеев, различных учреждений.
По словам чиновника, сейчас в городе работает 10 парконов. До конца года это число вырастет до 90 автомобилей. Ездить они будут только по центру города. Пока разработано 15 маршрутов. Через несколько дней их будет уже 30. Один, к примеру, проходит по Новослободской улице. Другой охватывает все Садовое кольцо. Полный же перечень контролируемых трасс скоро вывесят на сайтах столичного ГИБДД и ЦОДД.
— За четыре дня мы выслали порядка 400 постановлений, — говорит начальник Центра автоматической фиксации административных правонарушений Виктор Немчинов. — Наша задача в течение трех суток с момента поступления информации выслать квитанцию нарушителю. Ошибок не возникнет, так как в постановлении четко указывается место, где стояла машина нарушителя. Расположение запрещающих знаков тоже известно.
Максим Ликсутов заявил, что Департамент транспорта от себя будет отправлять официальные письма владельцам неправильно припаркованных автомобилей. Каждое из них чиновник пообещал подписывать лично. Один образец сообщения попал в руки корреспондента «МК». Автомобилисту напоминают, что с 1 июля штраф за стоянку под запрещающим знаком увеличивается до 3 тысяч рублей. Кроме этого людей просят больше не нарушать, так как их машины «затрудняют движение, создают пробки и могут привести к авариям».
Примечательно, что у автомобилистов остались еще лазейки, помогающие обмануть парконы. Во-первых, автоматика пока не учитывает машины, оставленные на тротуарах и газонах. Достаточно двумя колесами залезть на бордюр, чтобы стать «невидимым» для камер (нужно учесть, впрочем, что подобная вольница продлится недолго). Во-вторых, автомобилисты могут скручивать номера на время стоянки. Воспользуются ли горожане подобными ухищрениями — пока неизвестно.