МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Город надо готовить к лучшей жизни

Эксперты обсудили в Общественной палате РФ стратегию социально-экономического развития столицы до 2025 года

К этому времени, считают авторы стратегии, Москва должна стать городом с высоким уровнем жизни населения. Это очень важно, учитывая то, что сейчас столица оказалась своего рода уникумом: городом, где разрыв между экономическим потенциалом и благосостоянием жителей называют феноменальным.

Фото: Михаил Ковалев

Сегодня мировые рейтинги ставят Москву на 21-е из 26 мест по уровню экономического развития. В то же время по качеству жизни столица занимается всего лишь 60–70-е место из 140. «Это уникальный дисбаланс среди крупных городов мира», — отмечает декан Института государственной политики и прикладных гуманитарных исследований РАНХиГС при Президенте РФ Сергей Зуев. Иными словами, для развития бизнеса в Москве созданы примерно такие же условия, как в Сан-Франциско, Стокгольме, Чикаго и т.д. А по уровню здравоохранения, соцобеспечения и безопасности мы находимся где-то рядышком с развивающимися странами. «Экономический потенциал Москвы не конвертируется в ожидаемое от него качество жизни», — отмечает Зуев. Уже сегодня около 17% московских новорожденных попадают за черту бедности, и если ситуация не изменится, к 2025 году их станет значительно больше. Поэтому сейчас самое подходящее время заниматься улучшением качества жизни горожан, считает эксперт. Озеленять центр, вкладывать средства в развитие инновационного производства, высокие медицинские технологии и пр.

Хорошую службу могут оказать городу присоединенные территории — на них можно «сослать» органы власти, а в центре развивать условия для комфортного проживания. Немаловажно и то, каким будет транспорт. К примеру, в Японии уже давно ездят электрички, развивающие скорость в 500 км/час. Если же на подступах к столице запустить поезда хотя бы со скоростью 200 км/час, жители Владимира смогут добираться в столицу на работу быстрее, чем областники. Это изменит структуру трудовой миграции в городе примерно на 30%. Для проживания немосквичей авторы стратегии предлагают развивать сектор государственной аренды жилья. А возвращаясь к транспорту, отмечают, что для сообщения между всеми аэропортами необходимо запустить сеть высокоскоростных аэрополисов.

Обсуждая предложенную стратегию, эксперты высказали немало замечаний. К примеру, депутат Мосгордумы Москвин-Тарханов усомнился в тотальной бедности москвичей — по его мнению, статистику портит главным образом то, что многие люди держат свои доходы в тени. Вот почему у нас якобы так много людей за чертой бедности. «Большую Москву» зампред Всероссийского общества охраны природы Богдан Новорок назвал грандиозной стройкой и даже сравнил с БАМом. В любом случае массовая вырубка деревьев на присоединенных территориях неминуема. Вопрос в том — как это будет компенсироваться и как преподноситься в СМИ. «Иначе вместо „Большой Москвы“ мы получим большой Химкинский лес», — предупредил эксперт.

По мнению директора по экономической политике Центра стратегического развития Кирилла Янкова, нет ответа на главный вопрос: если Москва всерьез улучшит качество жизни горожан, то наверняка она станет еще более привлекательной для мигрантов. И тогда потребуется еще больше вложений в социальную сферу. Компенсаторным механизмом в данном случае может стать запредельная стоимость жилья, но стратегия предполагает повышение его доступности. И еще нужно решить, как избежать проблемы всех крупных мегаполисов — бегства среднего класса за город.

Директор института продвижения инноваций Общественной палаты РФ Вячеслав Глазычев напомнил, что обсуждение документа проходит в несколько этапов. «Впоследствии будут выделены какие-то направления улучшения организации управления городом, и они будут представлены заказчику — правительству Москвы», — сообщил он.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах