МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Подземные игры с законом

Корреспондент «МК» прогулялся с диггером по подземельям Москвы

Он принципиально не ведет никаких ЖЖ. У него нет аккаунтов в соцсетях, и он не любит позировать на фотографиях. Что уж говорить — выйти на этого «Вергилия» подземелий оказалось целой историей. До этого я даже представить себе не мог, что можно обмануть датчики движения и объема, почти тысячу вольт электричества, а также воскреснуть после смертельного электрошока.

Кредо московских диггеров: «Если тебе что-то интересно, то почему бы за это не побороться». Фото: Егор Поляков

На первый взгляд мой собеседник даже не походил на какого-то там диггера: с виду обычный «правильный» парень. Высокий, худой, сдержанный, с рассеченной бровью молодой человек поначалу настороженно встречал мои вопросы. Ведь, как и многим, мне не терпелось прежде всего услышать о приключениях в пресловутом и запретном Метро-2, сомнения в существовании которого одолевают многих.

— Метро-2 является правительственной транспортной системой на случай «Ч», начал свой рассказ диггер Егор Поляков. В момент ядерного, скажем, нападения премьер, президент, министры успеют эвакуироваться за 20 необходимых минут. Все остальные (то есть мы с вами) — уж кому как повезет. Глубина залегания транспортных веток варьируется от 40 метров до 300. Метро-2 принадлежит неофициальный рекорд мира — самый длинный по протяженности тоннель (идет до города Чехова от Генштаба на «Арбатской»).

— А что такого интересного в этом загадочном Метро-2?

— Мои знакомые, — перешел в область конкретики диггер, — проходили от метро «Арбатская» до города Чехова за двое-трое суток. Попасть в Метро-2 очень тяжело. Реально. Скажем, залезть в обычное метро можно элементарно через вентиляционные шахты. Но в Метро-2 такого количества вентиляционных шахт нет. Одна из них находится на станции «Кропоткинская», что не секрет, вторая — на станции «Арбатская». Около одной из них сидит сотрудник охранного предприятия, который якобы охраняет парковку. На самом деле стоит кому-нибудь подойти к шахте, как он тут же вызывает нужных людей. Проникнуть в Метро-2 проще всего через технологические коммуникации. Есть в Метро-2 много интересных технологических помещений, оборудование, серверная, имеется подземный автопарк, где стоят «Тойоты» — дизельные гибриды и ждут своих персон. Ведь в Метро-2 можно ездить не только на поезде.

«Сама возможность проникнуть в секретное Метро-2 красноречиво говорит о том, что в России все пущено на самотек и царит полная разруха, — словно сетует диггер Егор. — Люди абсолютно посторонние и левые могут попасть на один из самых секретных объектов. Лично я лезу просто так, но ведь могут найтись люди, которые всерьез заинтересуются этим. Хотя пока в России таких прецедентов не было. Тем не менее любого человека можно заставить что-то на объект пронести. И это несмотря на то, что спецслужбы стараются контролировать активность диггеров. За нами банально следят — нас обзванивают, мониторится Интернет и т.д. Ведь опытный подземщик может попасть в бункеры, на склады, военные объекты — куда угодно».

— Например, — продолжает удивлять информацией диггер, — каково было мое удивление, когда мы залезли отмечать Новый год с шампанским в руках в военное подземелье недалеко от метро «Университет». Было где-то полпервого новогодней ночи. Перед нами предстала неожиданная для меня картина — трое валяющихся пьяных вдрызг вооруженных солдат с «Калашами» и «Кедрами». Гуляй по объекту — не хочу. Слова никто не скажет: праздник важнее всего остального. Хотя не всегда все проходит так беззаботно. Например, недавно мой приятель решил залезть в одиночку в Метро-2. Не повезло: его заметили службисты. Он пытался от них спрятаться, но в результате его достали, побили да еще вдобавок расстреляли из травмата «Оса». Теперь вот дома сидит — пока не до подземелий.

В Метро-2 рельсы утоплены в бетон, что позволяет передвигаться в нем на автомобилях. Фото: Егор Поляков

— А как вообще узнают о месторасположении секретных объектов?

— От знакомых. Из Интернета. Проникнуть на секретный объект можно, например, заглянув на сайт госзакупок, где один из постов будет красноречиво вещать о том, что по такому-то адресу делаются закупки кирзовых сапог и т.д., и т.п. «Зачем они по тому адресу нужны?» — спрашиваешь ты сам себя. И, как правило, твои подозрения небезосновательны. Надо сказать, диггеры пользуются такими адресами очень активно. Все это мне напоминает некий квест. 90 процентов времени «дига» уходит на поиски информации.

— В обычном метро есть что-то интригующее и скрытое от глаз обычного «наземного» человека?

— В Метро-1 (обычном метро) есть интересные бункеры. На «Парке Победы», например, есть действующий военный бункер. Много бункеров на консервации, однако и в них можно проникнуть при большом желании. Интересен бункер на станции «Советская» под ст. м. «Пушкинская». Там находится областной командный центр МЧС.

— В какую заточенную под землей реку чаще всего любят забираться диггеры?

— Из всех подземных рек самая интересная Неглинка. В ней чувствуется дыхание старины. Коллектор реки построен из старинного кирпича, на котором стоят клейма. Неглинка проходит очень близко от Кремля. Можно найти даже старинные монеты и различные вещи. Гулять по Неглинке не стоит в паводок и в дождливое время. Маршрут по ней стандартный — заброска в районе метро «Цветной бульвар», выброска — в Москве-реке на высоте трех метров над рекой недалеко от собора Василия Блаженного. По стене уже и вылезаешь. Ставят, конечно, на колодцах (входы в коллектор) замки, но и они не помогают — их легко откупорить.

— Признаюсь, что верится во все это с трудом — неужели так легко везде проникнуть?

— Конечно, технологии шагнули далеко вперед. Видеокамеры стали дешевыми, датчики объема и системы безопасности тоже — китайский рынок все заполонил. И, несмотря на это, датчик объема обойти вполне легко. Ведь нормальный диггер должен быть развит во многих областях — в радиоэлектронике, в промышленном альпинизме и т.д. Достаточно знать принцип работы, и можно обойти любой датчик. Человеческий фактор наблюдающего в мониторы важен — люди не могут уследить за всем. Или, скажем, например, 5 градусов обзора датчик не захватил — вот тебе и лаз.

— Ты, наверное, был и в околокремлевских подземельях?

— Входы в подкремлевские пространства, как правило, завалены и заблокированы. Хотя, конечно, можно вылезти среди толпы на Красной площади без особого затруднения. Даже была с нами одна история, когда мы вдвоем с приятелем шли недалеко от Кремля со спиртными напитками в ночное время. Неожиданно за нами полиция. «Стоять!» — мы к люку, отбрасываем его и сигаем вниз на глубину шесть метров. Полицейским оставалось только материться нам вдогонку и светить фонарями. Так они нас и не дождались — вышли мы в районе станции «Цветной бульвар» около Цирка Никулина. Но стоит избегать минусовых зданий под гостиницей «Россия». Рискованно. С военными шутки плохи, и риски слишком высоки.

Вход в метро «Арбатская». По-диггерски. Фото: Егор Поляков

— Что еще в центре столицы есть любопытного?

— Интересна мертвая подземная тюрьма под станцией метро «Красные Ворота» — о ней мало кто чего знает вообще.

— В Москве много диггеров промышляет?

— В столице порядка 10 тысяч диггеров. Из них 8 тысяч диггеров любят посидеть в Интернете, почитать, посмотреть — теоретики, которые либо лазают мало, либо не лазают вообще. Тысячи две лазают часто. Но лезть можно в бомбоубежища, по подвалам, по коллекторам, по речкам. Из 2 тысяч человек — сто действительно лазают. Лазают и в метро, и в бункеры, и в Метро-2, и так далее. Чем глубже — тем лучше, чем опасней — тем лучше, чем сложнее — тем лучше. Такие диггеры называются «олдскулами». Их, видимо, несколько десятков человек. Но в советское время про диггеров вообще слыхом не слыхивали, поскольку тебя просто банально сослали бы или же пристрелили. Хотя еще в 90-х годах были случаи гибели диггеров под землей под пулями спецохраны.

— Похоже, что диггерство — не для всех?

— Да. Диггерство для выносливых. Но, прежде чем залезть куда-то, надо сначала подумать, как ты оттуда будешь вылезать. Пьяным лучше не лезть и под землей не пить — это табу. У меня был опыт пролезания под силовой шиной 825 вольт на расстоянии 5 см — другого выхода не было. Был бы пьян — закончилось бы все плачевно. Выдыхаешь, пот с тебя катится, и ты ползешь потихоньку. Спуск по тюбингам шахт весьма опасен — по болтам, по зацепам — как придется. Нужна спецобувь, чтобы избежать удара током при попадании на случайный контакт. У тебя нет страховки. Как у саперов, у диггеров может быть только одна ошибка. Нужна профессиональная экипировка. Не китайская. Меня било током от третьего рельса в сотни вольт, сердце останавливалось — благо друзья вернули на этот свет. Я был без перчаток. Люди с боязнью высоты исключаются. Необходима хорошая спортивная форма. Хотя качаться в залах не обязательно. Ходить по объектам лучше всего двум-трем. Одному скучно и небезопасно.

— Вас многие, наверное, без устали спрашивают, для чего вам это опасное занятие...

— ...Диггер — это исследователь во многом: куда какая шахта ведет, зачем и т.д.

Когда нас ловят сотрудники полиции и спрашивают: «А зачем вам это?» — мы им говорим: «А зачем вы смотрите футбол? Ну, бегают каких-то 11 мужиков против такой же толпы. И что особенного?» Начинаешь наблюдать работу ума на лице, и, как правило, это снимает все дальнейшие вопросы.

— Расскажи какую-нибудь байку из мрачных подземелий...

— Однажды меня моя хорошая знакомая попросила ее сводить в какое-нибудь экзотическое место. Ну что можно предложить, подумал я. Осенило: а пойдем-ка, говорю, в подвалы Института мозга. Погуляли, и девушка решила на память с собой прихватить мозг в банке. Мозги перевезли в метро в авоське. Притащила девушка их домой и забыла на подоконнике. Заметившая их в одно «непрекрасное» утро гувернантка далеко не сразу справилась со своим тяжким впечатлением...

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах