Эти цифры озвучивает Отделение Общественного совета при Управлении Росздравнадзора по г. Москве и Московской области. И понятно, что это только те случаи, которые стали известны. Было рассмотрено уже 58 обращений. И результаты проверок показали, что жители региона все больше недовольны качеством обеспечения льготными лекарствами, за которое отвечает Минздрав Московской области.
В 2004 году жительница Подольска Раиса обнаружила у себя опухоль в левой груди и обратилась к своему гинекологу. Та отправила ее к онкологу. Через неделю был поставлен диагноз: рак груди 2-й стадии без метастазов. Спустя еще 10 дней Раису прооперировали. Все произошло буквально за один месяц...
— Много лет все было нормально, но в прошлом году, летом я почувствовала себя неважно, — рассказывает Раиса. — Стала обращаться к врачам, пошла в частную клинику — там нет очередей. Анализы показали, что в крови очень высокий уровень тромбоцитов. Я прошла несколько обследований, и в конце концов обнаружили метастазы...
Раису направили «на Каширку» — в РОНЦ им. Н.Н. Блохина, а там уже нашли метастазы в надключичном лимфоузле, в легких, в кости и поставили диагноз «метастатическое распространение рака молочной железы».
— В начале января этого года в РОНЦ мне выдали справку, что мне необходимо лечение препаратами «Фемара» и «Зомета». Я поехала в нашу подольскую поликлинику № 1 оформлять на них льготный рецепт. Но врач сказала мне, что для оформления такого рецепта необходимы месяцы! А у меня процесс был на начальной стадии, хотелось скорее начать лечение. И я купила лекарства сама. Они обошлись мне в 8.400 и 14.000 с лишним тысяч рублей. Это были лекарства на один курс. А их надо было провести 12...
Раиса начала лечение, а 29 февраля поликлиника, наконец, выписала рецепт. Но не на «Фемару» и «Зомету», а на их аналоги. Раиса пошла с рецептом в аптеку, но аптекарь сказала, что ничего не знает, лекарств нет и когда будут — неизвестно. Но есть график поступления лекарств, можете посмотреть... По графику лекарства могли поступить 11 марта. Но могли и не поступить. И вот если лекарства будут, их можно будет получить.
14 марта в РОНЦ им. Н.Н. Блохина Раиса прошла компьютерную томографию, и врачи отметили, что лечение «Фемарой» и «Зометой» дает хорошие результаты. Раисе выдали справку о необходимости продолжения лечения именно этими препаратами.
— К тому времени я уже второй раз купила лекарства сама. Причем, я предупредила врача, что мне можно делать инъекции только в правую руку и только в кисть. Инъекция «Зометы» длится 15 минут. А ее аналогом — три часа. Почему я и хотела «Зомету». Кроме того, я предоставила врачу документы из РОНЦ, в которых говорится, что именно эти два лекарства мне помогают. Но 15 марта в поликлинике мне отказались выписать на них рецепты, мотивируя это тем, что «есть и другие эффективные средства». И выписали второй раз рецепт на аналоги. Но их опять нет в аптеке!
Почему врач выписывает аналоги — понятно: аналог «Зометы», например, дешевле ее процентов на 30. И скорее всего, он и был закуплен для подольских пациентов. Но аналог и оригинал — это не одно и тоже. В российском законодательстве существуют значительные пробелы в области регулирования контроля клинической эффективности аналогов. Не всегда они проходят такие же тщательные клинические исследования как оригинальный препарат. И поэтому их действие, а также побочные эффекты могут быть непредсказуемы. В случае с онкологическими больными — вплоть до гибели пациентов.
Поэтому Раиса, совершенно замученная и финансовыми тратами, и отношением в поликлинике, и полной неуверенностью, обратилась в Управление здравоохранением Подольска. Ответа она там не получила. И 20 марта Раиса обратилась с просьбой разобраться в ситуации в Отделение Общественного Совета по защите прав пациентов при Управлении Росздравнадзора по г. Москве и Московской области.
Там ситуацию сочли возмутительной и начали готовить обращение в Генпрокуратуру РФ. И по-другому уже нельзя, считают там. Обменом письмами уже не обойтись, потому что случай этот — не единичный, и потребуется принятие мер на уровне Минздрава и Правительства Московской области.
— Случаи, когда пациент не может получить то, что гарантировано ему законом, неприемлемы, — говорит Председатель Отделения и исполнительный директор НП «Равное право на жизнь» Дмитрий Борисов. — Мы разберемся в этой ситуации и добьемся признания за пациенткой права на предоставление ей необходимых лекарств. Кроме того, мы инициируем разбирательство в отношении врача, если его отказ в предоставлении льготного рецепта окажется необоснованным.