МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Сделка купли-пропажи

Москвичи, купившие квартиру у мошенников, лишились ее и сами попали под суд

Закон, конечно, суров. Но не до такой же степени! Москвича Игоря Логинова выселяют из собственной квартиры вместе с женой и двумя несовершеннолетними детьми. Младшей дочери нет еще и полугода. Жилье, которое он приобрел несколько лет назад через солидное агентство недвижимости, оказалось предметом хорошо организованной махинации. Мошенники «кинули» городской фонд недвижимости, а отвечать за это придется ни в чем не повинному человеку. «МК» попытался прояснить эту чудовищную ситуацию, в которой, кстати, оказались десятки других столичных семей.

Рисунок Алексея Меринова

Несколько лет назад семья Игоря Логинова приобрела однокомнатную квартиру в одном из спальных районов Москвы. Сделку проводило крупное агентство недвижимости. Риелтор, как и положено, проверил законность и чистоту документов и оформил сделку купли-продажи. Квартира числилась как абсолютно свободная. Пай за квартиру был полностью выплачен прежней хозяйкой еще в 1993 году. Она умерла несколько лет назад, не оставив наследников. В регистрационной палате и других ведомствах, занятых в оформлении сделок с недвижимостью, подтвердили: с квартирой все в порядке. Успокоил и тот факт, что никаких претензий к жилплощади не возникло даже у представителей органов опеки. Они тоже принимали участие в «приемке» новой жилплощади, поскольку владелец квартиры Игорь Логинов решил разделить собственность с несовершеннолетним сыном.

В июне 2013-го у Игоря и Натальи Логиновых родилась дочка Виктория. Супруги было размечтались о расширении, как получили судебный иск об истребовании их единственного жилья. Молодые люди узнали, что приобрели квартиру у мошенников. Аферисты ловко подделали документы и обманули не только самого Игоря, но и чиновников столичного Департамента жилищной политики, куда должна была отойти квартира покойной хозяйки жилья. Теперь незаконно проданную квартиру необходимо вернуть в городской фонд имущества.

Для Игоря начались бесконечные судебные мытарства. Оглушенный вердиктом городского департамента, Игорь полез в Интернет и сделал для себя печальное открытие: таких, как он, обманутых покупателей жилья — несколько десятков. В поле зрения аферистов, как правило, попадали квартиры, чьи владельцы умирали, не оставив наследников, и чьи квадратные метры должны были по закону отойти в городской жилищный фонд. В этой мутной воде государственного отчуждения и ловили рыбку мошенники. Жилье было разного ранга и любой ценовой категории. Схема, по которой квартиры умерших владельцев проходили мимо имущественного фонда города Москвы, сводились к подделке доверенностей от имени умерших хозяев жилья и быстрой перепродаже. На скамье подсудимых оказались сотрудники паспортного стола и даже нотариус из Реутова. Так, хозяйку квартиры, приобретенной Логиновым, выписали только через год после ее смерти, причем как живого человека. По версии мошенников, она просто переехала на жительство в Белгородскую область.

— В начале 2010 года информация по мошенникам уже была в следственном управлении, но там не предприняли никаких действий до того момента, как я прошел опеку, — рассказал Игорь Логинов. — Я официально добросовестно приобрел эту квартиру, зарегистрировал, получил свидетельство о собственности. И потом, когда пошел прописывать супругу, мне сказали, что нами интересуется следственное управление. Мы пришли, дали показания. И вот теперь — суд с Департаментом жилищной политики…

Семью Игоря Логинова лишают единственного жилья. Фото ИЗ СЕМЕЙНОГО АРХИВА

Судебное разбирательство по поводу подобных «спорных» квартир, как правило, заканчиваются в пользу чиновников. При этом кто и как сообщает мошенникам о наличии подобных «освободившихся» квартир, до сих пор остается загадкой. Добросовестные покупатели дорогой московской недвижимости вынуждены годами обивать пороги судебных инстанций и надеяться на милость российского правосудия. Надеяться, кстати, впустую. За халатность и невнимательность чиновников и правоохранительных органов, проморгавших аферы с жильем, расплачиваются добросовестные приобретатели.

— Истинные виновники аферы сегодня уже известны — эти люди осуждены и отбывают наказание, от 4 до 7 лет лишения свободы, — комментирует притязания Департамента жилищного имущества адвокат Дмитрий Панфилов. — Государство вправе потребовать от них возмещения за причиненный вред. А при чем тут Игорь Логинов, который оказался невинной жертвой обстоятельств?

В Департаменте жилищной политики Москвы историю Логинова тоже находят поучительной. На запрос «МК» чиновники Департамента ответили: в своих исках к владельцам квартир ведомство руководствуется буквой закона и никаких кровожадных целей не преследует. Возвращать городу утраченные по тем или иным причинам квадратные метры — их прямая обязанность. В департаменте пояснили, что взыскивают квадратные метры в интересах самих же москвичей: так называемое выморочное жилье, как правило, переходит малообеспеченным гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий. Проверять подлинность документов, участвующих в оформлении сделок с жильем, не входит в обязанности департамента. И накладывать информационный запрет на квартиру титульного владельца, не оставившего наследников, тоже не в их власти — по распоряжению московского правительства «обязанность по предоставлению сведений об умерших одиноких собственниках жилых помещений возложена на подразделения Департамента социальной защиты населения Москвы, инженерные службы районов и управы».

Фото ИЗ СЕМЕЙНОГО АРХИВА

Вот так и получается, что у семи нянек дитя без глазу. Подобная ведомственная несогласованность и приводит к «утечкам» из государственного котла, а расплачиваются за это, как показывает опыт Игоря Логинова, простые горожане. «Департамент не располагает сведениями о том, являются ли ответчики добросовестными приобретателями, — ответили нам в госструктуре, — поскольку признание добросовестным приобретателем возможно только на основании судебного решения. Обстоятельства, касающиеся вопросов добросовестности приобретения имущества, подлежат исследованию, проверке и установлению». Вместе с этим нас заверили: чиновники тоже заинтересованы в широком освещении в СМИ историй о мошенничестве в сфере недвижимости. Это поможет «предостеречь добросовестных покупателей от заключения сомнительных сделок».

Обезопасить себя от покупки незаконного спорного жилья тем не менее можно. Страховые компании практикуют так называемое страхование титула, при котором берут на себя возможные риски при оформлении сделок с недвижимостью. При этом страховая компания по своим каналам проверят юридическую чистоту жилого помещениями и при выявлении каких-либо подозрительных фактов отказывает заявителю в страховании рисков. Для клиента это лишний повод задуматься о целесообразности рискованной покупки. Как выяснил «МК», стоимость титульного страхования зависит от количества сделок, осуществленных с объектом недвижимости, и числа прежних владельцев. В среднем подобное страхование обойдется от 0,5% до 1,5% от официальной стоимости сделки. Зато если в течение оговоренного времени сделка будет признана недействительной, страховщик компенсирует страхователю все потери. К сожалению, герой нашего репортажа просто доверился риелторам.

1 октября в Головинском районном суде пройдут очередные слушания по квартире Игоря Логинова. Мы искренне надеемся, что после этого события маленькая москвичка Виктория, ее родители и брат не останутся без крыши над головой.

Узнавайте первыми о происшествиях: подпишитесь на канал «Срочные новости» в Telegram.

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах