Напомним, Анна Политковская была застрелена в подъезде своего дома на улице Лесной в Москве 7 октября 2006 года. Расследованное дело было передано для рассмотрения в Московский окружной военный суд, поскольку руководитель следственной группы Гарибян решил присоединить к делу об убийстве еще одно — о похищении предпринимателя, а обвиняемым по последнему проходил сотрудник ФСБ Павел Рягузов. В убийстве Политковской он не обвинялся, но фигурировал в деле. Обвиняемыми же по делу Политковской проходили братья-студенты Ибрагим и Джабраил Махмудовы и бывший рубоповец Сергей Хаджикурбанов. Последний обвинялся в организации убийства, братья — в пособничестве.
Суд присяжных полностью оправдал всех подсудимых, а представители потерпевших и сами потерпевшие заявили о том, что считают дело нерасследованным. Позже Верховный суд оправдательный приговор отменил, постановив, что дело в отношении Махмудовых, Хаджикурбанова и Рягузова должно быть объединено с делом Рустама Махмудова и неизвестных следствию лиц, в том числе заказчика преступления. А следствие дело приостановило до момента, пока не будет найден Рустам Махмудов.
— В ночь с понедельника на вторник Рустам Махмудов был задержан в Ачхой-Мартановском районе Чечни, — рассказал “МК” защитник Хаджикурбанова, Алексей Михальчик. — Именно там как раз и проживают его родители. Как выяснилось, Махмудов вовсе не находился в Бельгии, как утверждало следствие, а давно жил дома, и об этом всем было известно. Более того, известно, что он сам собирался явиться к следователям и об этом говорил своим знакомым.
— Мне звонили родственники Махмудовых и спрашивали, как можно заручиться какими-либо гарантиями для Рустама, — рассказал адвокат Джабраила Махмудова, Мурад Мусаев. — Я ответил им, что сейчас нахожусь на отдыхе за границей, и вернуться к этому вопросу можно будет, когда я приеду обратно.
— Поясните пожалуйста, речь шла о явке с повинной?
— Как я понял, он хотел прийти к следователю и доказать, что не он является убийцей, но боялся, искал гарантии, что его не арестуют тут же. Более подробно рассказать не могу, я лично не разговаривал с этим человеком.
Из других источников известно, что во вторник Рустама Махмудова уже должны были доставить в Москву на допрос.
Защитники обвиняемых считают, что следствие было вынуждено задержать Махмудова, узнав о том, что он вот-вот может сдаться сам. И что не задерживали его так долго, зная, где он находится, по той причине, что он может стать для следствия огромной проблемой.
— После того как из этого дела выделили в отдельное производство дело о похищении (с участием фээсбэшника Рягузова), оно стало подсудно Московскому городскому суду. Там его тоже будут рассматривать присяжные, и с очень большой вероятностью процесс опять будет открытым. Но тогда придется предъявить присяжным и общественности Рустама Махмудова, а по первому процессу мы помним, как сильно по внешности отличались изображения убийцы на камере наблюдения и изображения Рустама Махмудова на фотографиях из личного архива семьи, — поясняет Алексей Михальчик.
А кроме этого, есть еще и данные ДНК-экспертизы следов пота, оставленные убийцей на пистолете. С данными ДНК братьев Джабраила и Ибрагима Махмудовых эти следы не совпали совсем, хотя, по логике, хоть какие-то совпадения должны были быть. Обвинение тогда заявило, что генетические данные родных братьев могут и не совпадать вовсе. Теперь есть возможность сравнить эти данные с данными ДНК Рустама Махмудова и сделать вывод с высокой степенью вероятности о том, действительно ли он убийца.
К слову, неизвестно, где сейчас находятся Джабраил и Ибрагим Махмудовы. По словам их знакомых, в Москве они уже давно не появлялись. Сергей Хаджикурбанов, напомним, после оправдания Московским окружным военным судом был снова арестован и обвинен в вымогательстве крупной суммы в валюте у одного из ключевых свидетелей по делу Политковской — Павлюченкова. За это он был осужден на 8 лет и сейчас отбывает наказание в одной из колоний Мордовии. Павлюченков, напомним, дал следствию свои показания, что периодически раньше исполнял поручения Хаджикурбанова, связанные со слежкой за людьми. В сентябре 2006 года, по его утверждениям, Хаджикурбанов просил его последить за журналисткой. Хаджикурбанов же утверждал, что Павлюченков должен был передать $50 тысяч, предназначенные для поддержки его семьи, пока он отбывал наказание за превышение должностных полномочий, но деньги оставил у себя.
По словам Алексея Михальчика, Хаджикурбанову прошлой осенью было перепредъявлено обвинение по делу Политковской (в связи с выделением из него дела о похищении). Интересно, осталась ли в новом варианте фраза из старого обвинения (имеется в распоряжении “МК”) “Примерно в конце сентября 2006 года к Хаджикурбанову, освободившемуся 22 сентября 2006 года из мест лишения свободы, обратились неустановленные следствием лица, недовольные критическими и изобличающими публикациями и интервью обозревателя газеты “Новая газета” Анны Политковской в адрес должностных лиц и лиц, занимающих государственные должности в субъектах Российской Федерации, с предложением за денежное вознаграждение организовать убийство последней”?