В воскресенье впервые за последние несколько недель над юго-западом Англии встало солнце. “Странное ощущение, – сказала мне по телефону учительница Алена Андреева, живущая с семьей в пригороде Лондона, как раз там, где Темза входит на территорию британской столицы, - казалось бы все по-прежнему: воды меньше не стало, на наши дома и улицы смотреть жутко, но люди жмурятся от солнца и даже улыбаются. А всего днем раньше еще лютовал ветер, улетала с крыш черепица и везде стояла вода, от которой, кажется, уже никогда не удастся избавиться”. Муж Алены – водитель большегрузного автомобиля застрял со своей фурой на паромной переправе во Франции, так что женщине одной приходится управляться с двумя детьми и бороться с обрушившимся на нее бедствием. “Ничего, люди друг другу помогают, спасатели все время заглядывают, вот в субботу привезли новые мешки с песком и немного продуктов, - объясняет она, - так что живем!”
При этом Алена считает, что им еще повезло – дом, в котором они живут, стоит не на уровне земли, а немного повыше и эти три четверти метра пока не дают воде проникнуть внутрь жилых помещений. Да и электричество снова подключили. Но улица продолжает напоминать реку, а садик позади их дома – большой пруд. От эвакуации семья отказалась, но на всякий случай держит наготове две сумке с необходимыми вещами и документами. Потому что, как пойдут дела дальше Алена не знает.
А вот для 49-летней матери двоих детей Джулии Силитоу, нынешние шторма кончились трагедией - она погибла в пятницу, когда на ее машину рухнула кирпичная стена. Другая трагедия случилась в тот же день в проливе Ла-Манш, где 85-летнего туриста смыло огромной волной с палубы круизного судна.
Государственные службы сообщают, что в общей сложности за 7 недель наводнений пострадало около 1 миллиона домохозяйств и общественных зданий. Техники, работающие день и ночь, восстановили подачу электроэнергии в большинство из них, но 30 тысяч семей все еще сидят без света. Энергетики надеются, что эта временная погодная передышка позволит им за два ближайших дня поправить ситуацию и подключить питание в значительном числе домов.
Городские власти держат пока закрытым Барьер на Темзе – огромное гидротехническое сооружение, позволяющее регулировать уровень воды в этой мощной реке. Как рассказал “МК” сотрудник мэрии Ховард Дэвидсон, Барьер, построенный в 1980 году, закрывается только в экстренных случаях, когда городу может грозить серьезное наводнение. Интересно, что на последние 2 месяца приходится абсолютный рекорд по числу перекрытий. Это четверть от общего числа таких таких случаев за все 34 года его существования.
Тем временем, страховые компании начинают подсчитывать масштабы предстоящих выплат пострадавшим. Первые очень грубые прикидки показывают, что речь будет идти о сумме 3 млрд. фунтов (около 180 млрд. руб.). Однако объем может возрасти, если наводнение и штормовые ветра продолжатся.
Такие огромные средства надо будет как-то компенсировать. Скорее всего в будущем возрастут размеры страховых взносов. Сейчас среднему домохозяйству страховка строения обходится ежегодно в 200-300 фунтов. В домах, находящихся в опасных зонах (возможность оползней, оседаний и прочих неприятностей) она обычно вдвое, а иногда и втрое выше. Но если вы живете в местах, где могут случиться наводнения, то со страховкой беда. Тут взносы возрастают еще в разы. И даже если вы готовы платить такие деньги, найти компанию, которая согласится застраховать ваше жилье от стихийных бедствий совсем непросто.
Но на острове, где и без того тесно, немало жилых домов построены в низинах вдоль берегов рек. Кроме всего прочего, это, как правило, очень красивые и привлекательные места. Власти давно уже ведут переговоры с представителями страховой индустрии, однако пока снизить размеры взносов не удается. Нет сомнения, что нынешнее бедствие сделает страховщиков еще более упрямыми. Вот почему, как полагают эксперты, теперь компании разделят общую сумму своих потерь на все население страны, что неминуемо приведет к большому росту ежегодных взносов.