Первый этап эксперимента был относительно безопасным в силу того, что в нем не воспроизводился фактор торможения, который, как предполагается, и привел к катастрофе. "Целью полета было воспроизведение фактических действий экипажа в аварийном полете, но без воздействия на самолет дополнительной тормозящей силы. После посадки самолета специалисты приступили к первоначальной обработке зафиксированных данных средств объективного контроля для сравнения испытательного и аварийного полетов", - говорится в сообщении МАК.
Представитель МАК отметил, что эксперимент должен проводиться с соблюдением погодных условий, при которых произошла авиакатастрофа. По его словам, температурный режим может несколько отличаться от того, который был во время катастрофы, но коэффициент сцепления на полосе должен полностью соответствовать.
Разработка программы эксперимента велась совместно со специалистами ОАО "Корпорация Иркут", ОАО "ОКБ имени Яковлева", ФГУП "Летно-испытательный институт ЛИИ имени Громова" и Государственного научно-исследовательского института гражданской авиации. Управляют самолетом два опытнейших летчика-испытателя: один из ЛИИ, второй - из конструкторского бюро, создавшего самолет.
Далее будет выполнен ряд прерванных взлетов для оценки соответствия результатов математического моделирования по возникновению дополнительной тормозящей силы на различных этапах разбега самолета и оценки ее влияния на создание пикирующего момента, препятствующего поднятию носового колеса и достижению взлетного угла тангажа (наклона носовой части самолета вверх или вниз), то есть условий взлета воздушного судна.
Этот этап, по признанию самих испытателей, будет самым сложным и опасным. Подобных манипуляций никому и никогда еще производить не доводилось - самолет придется разгонять буквально на тормозах, сообщили "Ъ" представители команды испытателей.
Одному из летчиков поручено увеличивать режим работы двигателей, разгоняя машину на полосе, и одновременно поднимать руль высоты, чтобы задрать вверх ее нос. В это время его напарник будет сдерживать разгон самолета и вынуждать его клевать носом вниз с помощью тормозной педали. Нетривиальность задачи заключается в том, что два летчика должны с точностью до долей секунды определить момент прекращения эксперимента и начать совместное экстренное торможение. Если они начнут тормозить до отрыва передней стойки шасси от полосы, эксперимент просто не зачтется. В случае малейшего промедления, если машина окажется в воздухе, предотвратить катастрофу будет крайне сложно.
В ходе расследования катастрофы эксперты отвергли версии об отказавших двигателях, попавших в них птицах и некачественном топливе, оставив только одну - о торможении во время взлета. Пилот, скорее всего, неосознанно притормаживал, положив ногу на соответствующую педаль, возможно, приняв ее за расположенную рядом жесткую опору для ступни. Сами тормозные механизмы, которые привел в действие пилот, как установили эксперты, были технически исправны и включиться самопроизвольно не могли. Тем не менее о торможении свидетельствовали следы протекторов, сохранившиеся на взлетно-посадочной полосе. Судя по ним, притормаживание началось еще в середине разгонного участка и не прекращалось до самого отрыва.
Торможение практически не препятствовало разгону, но тормозное усилие заставляло машину клевать носом, не позволяя экипажу задрать его вверх для взлета. Чтобы уйти в воздух в этой ситуации, управляющий пилот потянул штурвал на себя, чтобы поднять нос машины, и оторвался от земли уже после того, как машина выскочила на полкилометра за пределы взлетной полосы.
Однако сразу после отрыва колес тормозное усилие пропало, перетянутый штурвал направил самолет резко вверх, и он свалился в штопор.
Если эксперимент подтвердит эту версию, виновниками трагедии признают пилотов. Однако вопрос, почему один из них тормозил, скорее всего, останется открытым.
Напомним, Як-42, на борту которого находились хоккеисты ярославской хоккейной команды "Локомотив", упал в районе населенного пункта Туношна под Ярославлем днем 7 сентября, в 2,5 км северо-западнее аэропорта. По данным МЧС, на борту было 45 человек - 37 пассажиров и восемь членов экипажа. Выжил только один человек - это бортинженер Александр Сизов.