Тем более что в последнее время были ликвидированы такие активные и влиятельные лидеры боевиков, как Саид Бурятский и Анзор Астемиров. Как одна из версий, московские взрывы могут быть местью террористов за их гибель. Разумеется, у террористического подполья, как у дракона, на месте отрубленной головы вырастает три новые. Но дело не в количестве соблазненных идеей джихада новобранцев (если верить хвастливым заявлениям главаря бандподполья Доку Умарова, их по-прежнему “тысячи”). Специалистов, способных организовать подобные теракты в Москве, единицы, а смертники и вовсе штучный товар. На подготовку смертника, конечно, если его не используют втемную, уходит обычно несколько лет. Этим занимаются специалисты, владеющие приемами нейролингвистического программирования. 20-летний карачаевец Анзор Ижаев, который взорвался в метро в 2004 году, предположительно, проходил спецподготовку в лагерях террористов с 2000 года. А до того в течение нескольких лет посещал знаменитое “ваххабитское” медресе в родном Учкекене.
Судя по всему, в каком-то подпольном шахидском медресе сейчас новый выпуск. В прошлом году после долгого затишья мы вновь услышали о смертниках: с мая 2009 года в Ингушетии и Чечне была совершена целая серия терактов с использованием “живых бомб”, самые громкие из которых — покушение на президента Ингушетии Юнус-Бека Евкурова и подрыв здания РОВД в Назрани. На сайтах боевиков сообщалось о подготовке “подразделения шахидов” численностью в 20 человек.
Теракты с использованием смертников на некоторое время прекратились после того, как был ликвидирован их главный организатор Шамиль Басаев, создавший батальон шахидов “Риядус Салихийн”, состоявший в основном из женщин. Теперь впервые после смерти Басаева террор опять пришел в Москву. Это может свидетельствовать о том, что бандподполье “вырастило” в своей среде террориста басаевских масштабов.
Может ли им быть Павел Косолапов, этнический русский, ставший исламским террористом? Напомним, что силовики приписывают его группе целый ряд громких терактов. Помимо взрыва на “Павелецкой” — это взрывы на автобусных остановках в Воронеже, на вещевом рынке в Самаре, на газопроводе и ЛЭП в Подмосковье, у станции метро “Рижская” 31 августа 2004 года, подрыв “Невского экспресса” в 2007 и 2009 годах. По почерку нынешние взрывы похожи на теракт у “Павелецкой”, который якобы курировал Косолапов: время — утренний час пик, место взрыва — второй вагон. Хотелось бы ошибиться, но есть вероятность, что это еще не конец. В 2004 году это была серия, завершившаяся терактом в Беслане. На этот раз особые опасения внушает то, что время терактов явно выбрано с умыслом — накануне Пасхи, а впереди еще целая Страстная неделя.