Написать горячий репортаж по мокрым следам не получилось: утром 18 января во всем городе не было электричества, телефонной связи и интернета. К тому же хоть какую-то общую информацию получить было не у кого – позвонить нельзя, а «живьем» кого-то из людей, способных прояснить ситуацию, найти было невозможно. Не писать же о том, как всю ночь с ведром и тазиком спасала свою мансарду, а потом спала в ванне – единственном сухом месте в квартире. Подобным опытом у нас мало кого удивишь (да и самой закалка дачная пригодилась!). Но для Шарм-эль-Шейха эта грозовая ночь стала настоящим испытанием.
Ничто не предвещало…
Зимы в этом году так и не было. 27-29 градусов вместо обычных 23, вода – 25 вместо 20 – туристам, приехавшим на рождественские каникулы и даже позже, с погодой повезло. Россия, вся Европа, Китай и Америка вели неравную борьбу со снегом и холодами, а в Шарме был рай.
Но очень хорошо слишком долго не бывает.
День был теплый и очень влажный, душный. Вечером солнце садилось в облака. Пожалела, что не смогу сфотографировать закат – была занята на работе, а должно было быть очень красиво. Домой возвращалась уже в темноте и ничего особенного не заметила, разве что было по-прежнему тепло и душно. А часов в восемь начало сверкать и громыхать – еще не сильно, издалека. Дождик стал накрапывать. Гроза приближалась – решила попробовать пофотографировать, поднялась на крышу – и увидела там соседей, тоже с фотокамерой. Ловить молнии получалось плохо, а дождь усиливался. Едва вернулась домой – начался ливень.
Где-нибудь в Подмосковье сильную грозу предсказать – много ума не надо, достаточно иметь барометр. Как пошла стрелка ниже 740 мм р.с. – жди грозу. А здесь – барометр ничего подозрительного не показывал. С утра было 760 мм, к вечеру стало 755. Разве это предгрозовое давление? Дожди здесь обычно бывают раза три за зиму, иногда даже сильные случаются, но как-то локально – на территории одного отеля льет, а в соседних – чуть покапает. Так что подвоха от этой грозы никто не ожидал.
Вода дырочку найдет…
Вдруг с треском вырубился свет. Ноутбук начал работать от батареи – заодно и комнату освещал. Зажгла свечи. Дождь так шумел, а гроза так грохотала, что я не сразу услышала, что вода капает не только за окном. Текло уже довольно прилично, пришлось подставить таз. Интернет отключился. Вскоре пропала и мобильная связь. Стало понятно, что свет появится нескоро, и нужно поберечь заряд батареи. Ноутбук пришлось выключить. Было по-прежнему тепло и душно, но стало еще и мокро – вода текла прямо на одеяло. Впрочем, текла она уже везде. Только не из крана – электронасос, естественно, тоже не работал.
Гроза уходила, дождь стихал, казалось, что все закончилось, но минут через двадцать все начиналось снова. Капли с потолка превратились в струи, но зато их стало проще находить и подставлять посуду.
Народ возвращался с работы, весело болтал, смеялся – у меня слышимость стопроцентная – никакой паники, никакой тревоги… В полпятого, кажется, запел муэдзин, подумала, что вот, в мечети электричество есть, раз громкоговоритель работает… Новая грозовая волна накатила… Устроившись, не слишком удобно, но хоть сухо, в ванне, я заснула часа на полтора.
Досталось всем
К рассвету дождь прекратился. Потихоньку и солнышко выглянуло. Вытащив из дома самое мокрое на террасу просушить, отправилась в город.
То, что так просто сделать по телефону, например отменить встречу, пешком сделать много сложней. Я как раз собиралась зайти в парикмахерскую – но ясно было, что сегодня не подходящий для этого день. Однако ж решила зайти, предупредить. В здание, где расположен салон, войти было нельзя – вода вокруг по щиколотку. Никто меня, конечно, и не ждал – девчонки-парикмахеры со швабрами боролись с водой у самого входа. Но напрасно боролись – с верхних этажей воду сметали вниз и лестницы превратились в водопады.
До работы надо было ехать на маршрутке, но ждать пришлось долго – шли они редко и набитые битком. Но все-таки меня втиснули. Поехали. Смотрю, на встречу идут машины – по нашей же полосе. На трассах здешние лихие водилы «принципиально» ездят по встречке, хотя дорога свободна. И никакие двойные и даже красные осевые им не указ. Здесь же, в городе, полосы разделены везде, на встречную не выедешь. Оказалось, чуть впереди огромная лужа на другой стороне дороги. Кто посмелей и повыше – ехал напрямик, а кому машину жалко – у разворота выезжали на встречную и ехали по ней до следующего разворота. Но это были цветочки. В разных районах Шарма две машины полностью провалились под воду, а в Набке – водители выбирались вплавь, начерпав воды через окна. Но жертв, слава богу, не было.
На работе секьюрити встретили меня сообщением, что вообще-то я сегодня не работаю. И завтра тоже. А заодно рассказали, что в соседнем отеле рухнула крыша, а в районе Эль-Тура, официальной столицы Южного Синая, перевернулся рейсовый автобус. А еще – пропал автомобиль с пятью полицейскими, которые должны были дежурить на въезде в город. Куда они делись – никто не знает, и найти их не могут. Может, поехали в Эль-Тур, на аварию, может еще куда. Связи-то нет… Не работает аэропорт. Ну, это я и сама поняла: обычно самолеты летают каждые пять минут, а тут тишина,,,
О том, что происходило в ту ночь в номерах туристов и в общежитии – можно не рассказывать, потому что все было примерно так же, как и у меня дома, только тазиков не было, обходились полотенцами. Надо сказать, что туристы, что российские, что англичане, к примеру, отнеслись к этой ситуации совершенно спокойно – «подумаешь, дождь, подумаешь, крыша потекла»…
Отель выглядел вполне нормально, даже луж уже не было. Но в spa, где я работаю, все было гораздо хуже. В массажных кабинетах и в парикмахерской обвалился навесной потолок, закрывавший проводку и теперь вся эта «красота» свисала с потолка вместе с клочьями картона. Вода продолжала капать с того, что осталось от потолка. Да, работать сегодня явно было негде… Ну что ж, зато появилось время посмотреть, где что происходит.
Вода в большом бассейне была чистой, а в меньшем ее вообще не было – бассейну предстояла основательная чистка. Нам еще повезло, в других отелях бассейны оказались засыпаны песком и землей с газонов.
Бездельников в этот день, кроме меня, в Шарме не было! Народ работал, не покладая рук. Чистили, мыли, сушили, чинили. Даже те, кто должен был уехать в отпуск, остались работать – отельские автобусы из Каира не приехали. Трасса закрыта. Не приехали и бензовозы – у бензоколонок выстроились длиннющие очереди. Торговые улочки устланы коврами. Мокрыми, конечно.
Не Гаити, просохнем!
Дело шло к вечеру, а связи все не было. И я очень остро ощутила, что меня не волнует отсутствие света и воды в кране. Кофе варила на трех свечках – долго, но получилось, а дождевой воды было два ведра и тазик. А вот без мобилки и без интернета обходиться оказалось много трудней. Срывались встречи, невозможно было получить важные документы, да просто сообщить, что здесь происходит...
Свет появился около восьми – ровно через сутки после того, как вырубился. Около десяти заработал Интернет, еще через полчаса – мобильная связь. Жизнь налаживалась!
К ночи на улице заметно похолодало… Ого, 14 градусов! Зима, наконец, взяла свое. А звезды? Я таких ярких звезд давно не видела. Блестят, как начищенные! Дождем прибило пыль, и воздух Шарма, и без того чистый, стал просто кристально-чистым. В этом я убедилась на следующий день, отправившись на работу пешком, пока жара спала (хотя солнышко все равно припекает крепко). В Шарме много таких мест, откуда открывается вид, если и не на весь город, то на всю центральную часть. И вот все дальние отели, белую мечеть и виллы – все это стало видно так четко, как будто кто-то протер стекло.
Лужи на дорогах еще не просохли, но по встречке уже никто не едет. Ливневки здесь нет, и воду откачивают машинами, но самих машин совсем мало, да и много ли они увезут? Было бы лето – быстро бы все просохло. Но летом дождей не бывает…
Шарм уже пришел в себя. Тот, кто не знает, что лужи здесь – экзотика, и не догадается, что всего лишь день назад город побывал во власти стихии. Отели зализывают раны и подсчитывают убытки. Чинить придется много. Дождь показал слабые места, в том числе – «кривые» дороги и незащищенную электросеть. Про отсутствие нормальных крыш можно не говорить – там, где такие ливни случаются раз в 17 лет, защищаться от них вроде и ни к чему. А вот электросеть, вышедшая из строя в первые же минуты грозы, явно нуждается в лучшей защите, все таки это объект стратегической важности.
Российских туристов, застрявших в Каире и Александрии, как известно, вывозили в Шарм специально зафрахтованным самолетом, а вот тех, кто перед самой грозой только отправлялся на дальние экскурсии – заворачивали назад. Экскурсионным агентствам – прямые убытки, но зато никто не успел уехать в горы, никто нигде не пропал.
В общем, сказать, что легко отделались – язык не поворачивается. Но почти все, с кем пришлось обсуждать ситуацию, повторяли: «Это только дождь. Не то, что на Гаити. Вот там – да, ужас, а у нас ерунда. Просохнем!»
Елена Кульбицкая, Шарм-эль-Шейх.